Вход Господень в Иерусалим 2019 - смысл, история и икона праздника

20/04/2019 - 16:19

Вербное воскресенье  или Вход Господень в Иерусалим 21 апреля 2019 года - история события, в чем его смысл, иконография и тропарь.

Читать также: Календарь праздников Великого поста 2019

На 21 апреля 2019 года в Русской православной церкви приходится один из переходящих двунадесятых праздников. Он всегда завершает шестую седмицу Великого поста и проходит в последнее воскресенье перед Пасхой.

Это значимое событие последних дней земной жизни Иисуса Христа описали все четыре евангелиста. Прибытие в Святой град Спасителя произошло накануне иудейской Пасхи. Оно было предсказано в пророчествах, как предшествующее Страстям Христовым.

Иисус Христос въезжал в Иерусалим на осленке, а народ встречал Его пальмовыми ветвями, поэтому праздник называют Неделей Ваий или Цветоносной. На территории Руси пальмы не растут, самым красивым растением ранней весны является верба, поэтому этот праздник издавна называют Вербное воскресенье.

За пять дней до Пасхи Господь попросил своих учеников найти осленка, который еще никого на себе не возил. Просьбу выполнили, и Иисус на молодом осле стал спускаться с Елеонской горы к Иерусалиму.

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!», - возглашал народ и расстилал перед ним одежды и пальмовые ветви.

Паломники всегда входили в Иерусалим пешком, в знак смирения перед храмом и оказывая почтение древнему городу. Евангелисты описывают, что Спаситель приблизился к Иерусалиму на осле, но не уточняют, каким именно образом – пешим или верхом, он попал в город.

В православном богослужении Страстная седмица неразрывно связана с Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. Хотя событие воскрешения праведного Лазаря хронологически отстояло от этих событий, но оно связано с ними единым эсхатологическим смыслом, поэтому последовательно выстроены Церковью. Это нашло отражение и в тропаре праздника.

Читать также: Лазарева суббота – история, смысл и особенности праздника

Икона праздника Вход Господень в Иерусалим чаще всего показывает нам Спасителя, восседающего на осле, иногда рядом изображается еще и жеребенок. За Христом следуют ученики, а перед процессией находятся дети, которые расстилают одежды и взбираются на деревья, что бы сломать ветви. Бывает, что на иконе изображены женщины, которые часто держат на руках детей. Стены Иерусалима изображены символически, за ними часто виден Храм - купольное здание, иногда с крестом.

На некоторых изводах по сторонам от Спасителя расположены Иоанн с Петром.

Начиная с XV столетия, в русской иконописи, широко распространен извод, когда Христос оборачивается на учеников, идущих позади Него.

Автор: Катерина СОЛОВЬЕВА