Сорок севастийских мучеников, Сороки – история, традиции и обычаи праздника
Великий пост 2018 год, пятая седмица, праздник весны – Сорок мучеников Севастийских, история, традиции и обычаи народного праздника.
В Великий пост, 22 марта по новому стилю Русской Православной Церковью всегда отмечается непереходящий праздник Сорока мучеников в Севастийском озере прозябавших. Но в 2018 году его церковное празднование переносится на 20 марта в связи с тем, что совпадает со днем, известным к Русской православной церкви, как Мариино стояние. Печь в этот день «жаворонков» — красивый народный обычай, корни которого уходят в глубокое прошлое.
Читать также: Особенности церковных служб пятой недели Великого поста 2018
Русский обычай печь жаворонков в этот день существовал еще с дохристианских времен. День весеннего равноденствия в народном календаре считался временем, когда весна окончательно входит в свои права. К этому дню жаворонки возвращались из теплых краев, а вслед за ними прилетали и другие птицы. Прилет птиц всегда считался началом весны. С выпечкой птичек из теста были связаны «заклички» - разнообразные обряды по призыванию весны. Испеченных «жаворонков» рассаживали на окнах, давали играть детям. Ребята крепили птиц к длинным прутьям, забирались на пригорки, проговаривали песенки-стишки.
Сорок севастийских мучеников, Сороки – история, традиции и обычаи праздника
Конечно, к христианской православной традиции эти традиции никак не относятся - православная церковь не включила день весеннего равноденствия в свой годовой круг. Но постепенно этот день наполнился новым смыслом и выпечка в виде птичек-жаворонков стала символизировать праздник сорока Севастийских мучеников, который получил народное название Сороки (ударение на первый слог).
Читать также: Особенности питания на пятой неделе Великого поста 2018
Так кто же такие мученики Севастийские, чем они прославились, почему стали так любимы русским народом?
Сорок севастийских мучеников, Сороки – история, традиции и обычаи праздника
В городе Севастии, что находится сейчас на территории Турции, в 320 году сорок воинов-христиан отказались приносить жертву языческим идолам. Сначала правители действовали уговорами и обещанием благ, но после того, как воины окончательно отказались приносить жертвы, их заключили в тюрьму. Позже вывели на озеро раздетых в сильный холод. Их согнали в ледяную воду озера, а на берегу жарко затопили баню. Все сорок человек стояли близко друг к другу и пели псалмы. Но позже один не выдержал холода и побежал в баню греться. Как только он вошел в жар, то упал замертво от перепада температур.
Ночью мучители, что стояли на берегу, увидели, что льда вокруг воинов нет, а над их головами свечение. Тогда один из охранников восславил Бога и залез к ним в воду, мучеников снова стало сорок.
Наутро все воины были живы, мучители насильно их погубили, тела сожгли на берегу, кости же бросили в озеро. Вскоре местный епископ увидел видение о произошедшем и вместе с сопровождающими отправился к этому месту. Когда приехавшие подошли к озеру, была ночь и лежавшие на дне озера кости «сияли как звезды». Мучеников погребли с почестями.
Сорок севастийских мучеников, Сороки – история, традиции и обычаи праздника
Не случайно именно жаворонки стали символом этого праздника. Жившие близко к природе наши предки обратили внимание, как похож поющий жаворонок на взмывающую к Богу душу. И то, как взмыв, он внезапно камнем «падает» вниз, понимали как особое смирение этих птичек перед Создателем. Маленькие звонкие птицы мыслились нашими благочестивыми предками, как олицетворение песни, славящей Господа, что возносили мученики. Жаворонки словно показывали их смирение и одновременно устремление ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.
Собственный источник ЮФ, фото u-f.ru, ukrburshtyn.com