Прокуратура предупреждает: осторожно, экстремизм!

12/07/2013 - 16:05

Соблюдение прав граждан в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму.

Что такое экстремизм

Я хотела бы затронуть один из важнейших аспектов жизни людей – их безопасность, в том числе защищенность от экстремистских и террористических посягательств.
К сожалению, проблема проявлений экстремизма в настоящее время не теряет актуальности для Южного федерального округа.

Все мы знаем, что экстремизм – это многоплановое явление. Деятельность экстремистки настроенных лиц характеризуется большим многообразием методов и каждому направлению должны противостоять определенный орган или группа государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями.

Понятие экстремистской деятельности раскрыто в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 «О противодействии экстремистской деятельности». К этим противоправным деяниям, в частности, относятся:
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
– публичные призывы к осуществлению указанных деяний, содействие в их организации или финансировании либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Ответственность за экстремизм

Какая же ответственность возникает за осуществление экстремистской деятельности?
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за правонарушения и преступления в этой сфере могут понести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Остановимся на этом подробнее.

Итак, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим их государственную регистрацию, то есть Министерством юстиции Российской Федерации.

Аналогичные предупреждения выносятся учредителю или редакции средства массовой информации при выявлении фактов распространения экстремистских материалов либо иных признаков экстремистской деятельности. Эту работу проводит регистрирующий орган (Роспечать), федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Роскомнадзор), либо прокуроры.
Отмечу, что при вынесении таких предупреждений дважды в течение двенадцати месяцев, или неустранении допущенных нарушений, эти объединение либо организация подлежат ликвидации, а деятельность средства массовой информации – прекращению.

Какие материалы считаются экстремистскими

Поясню, что такое экстремистские материалы. Это предназначенные для обнародования документы либо информация на различных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость ведения такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Такие информационные материалы признаются экстремистскими судом на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Авторы печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов или произведений, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, признаются лицами, осуществлявшими экстремистскую деятельность, и несут ответственность в установленном законодательством порядке.
В Российской Федерации создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, запрещается.

По решению суда на основании заявления прокуроров подобные организации подлежат ликвидации, их деятельность – запрету. При необходимости до рассмотрения судом указанного заявления прокурор своим решением вправе приостановить деятельность общественного или религиозного объединения.
Обращу ваше внимание на то, что перечень объединений и организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, и перечень экстремистских материалов размещены в сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
Встречаются случаи, когда некоторые деструктивные лица не желают останавливаться и продолжают свою деятельность, несмотря на принятые решения о приостановлении деятельности объединения.

За такое правонарушение установлена административная ответственность по статье 20.28 КоАП РФ в виде административного штрафа на организаторов в размере до 2 тыс. руб.; на участников – до 1 тыс. руб.
Если такая активность проявляется участниками организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистских действий, то они подвергаются уголовному преследованию по статье 282.2 УК РФ, что в зависимости от обстоятельств наказывается штрафом до 300 тыс. руб. или лишением свободы до 3 лет.

За распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения возникает административная ответственность по статье 20.29 КоАП РФ в виде штрафа на граждан до 3 тыс. руб. либо административный арест; на должностных лиц - до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности. Сами материалы конфискуются.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности караются по статье 280 Уголовного кодекса Российской Федерации штрафом до 300 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 3 лет. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма по статье 205.2 УК РФ - штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 5 лет. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, - штрафом до 1 млн. руб. либо лишением свободы на срок до 7 лет.
Отдельно хотелось бы осветить ответственность за совершение наиболее тяжких преступлений – совершение террористического акта и содействие этому в виде финансирования, советами, предоставлением информации, обещанием скрыть преступника либо иного пособничества (это статьи 205, 205.1 и 205.2 УК РФ). За такие преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 20 лет со штрафом до 1 млн руб.

Правовые последствия экстремистской деятельности.

Итак, мы рассмотрели правовые последствия ведения экстремистской деятельности.
Вместе с тем, чтобы наказание было неотвратимым, все проявления экстремизма должны находиться под контролем и вызывать противодействие со стороны государственных структур.

Борьба с экстремизмом
Какие же конкретно органы должны заниматься вопросами профилактики и противодействия экстремистским проявлениям?
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 114 в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

К федеральным органам государственной власти, активно работающим на данном направлении, относятся территориальные органы МВД РФ, ФСБ РФ, Следственного комитета РФ, Министерства юстиции России, Федеральной миграционной службы России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Именно на эти правоохранительные и контролирующие органы ложится основной груз работы на данном направлении.

При этом очень важно, чтобы действия этих структур осуществлялись комплексно и слаженно. В этих целях прокуратурой координируется их деятельность, а также осуществляется непосредственная работа по противодействию проявлениям экстремизма.

К примеру, в марте текущего года в Южном федеральном округе проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов по вопросу «О состоянии законности и профилактики, эффективности работы правоохранительных и контролирующих органов Южного федерального округа по борьбе с преступлениями экстремистской, террористической направленности и в сфере межнациональных отношений, в том числе по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Д. Воробьева. По итогам выработан ряд мероприятий по повышению результативности работы на данном направлении.

Результаты надзорной деятельности прокуратуры, анализ событий в округе свидетельствуют о том, что работа субъектов противодействия экстремистской деятельности не всегда отвечает предъявленным требованиям и требует корректировки.

Подтверждением тому стали случаи проявления на протяжении последних лет межнациональной нетерпимости среди граждан, в том числе и в молодежной среде. Для Ростовской области ярким тому примером послужили массовые публичные мероприятия экстремистского характера, проведенные в 2012 году в городе Ростове-на-Дону, Зимовниковском, Ремонтненском районах.

Правоохранительным органам удалось удержать эти события под контролем, но ситуация до сих пор требует усилий по предупреждению подобных акций.
Одной из предпосылок к обострению межнациональных конфликтов стала активизация миграционных процессов. Рост миграционных потоков также явился фактором формирования межнациональной напряженности и в учебных заведениях.
Неблагоприятное влияние на ситуацию оказывает использование радикально настроенными лицами сети Интернет в целях пропаганды религиозной нетерпимости.

В этих условиях особенно много зависит от профилактических мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В их числе не только обеспечение эффективной защищенности объектов массового пребывания граждан от террористических актов, как крайнего проявления экстремизма, но и иная работа. Это ведение пропаганды толерантного отношения к представителям различных национальностей и конфессий, осуществление в рамках реализации принятых планов, программных документов воспитательной работы в образовательных учреждениях, и, что немало важно - своевременное решение жизненно важных для населения социальных вопросов, таких как незанятость населения, отсутствие стабильного заработка, что часто провоцирует перерастание бытовых конфликтов в этнополитические.

Однако приоритет мер, направленных на профилактику экстремистской деятельности, органами государственной власти все еще не достаточно обеспечен. Как показали прокурорские проверки, одна из причин этого - низкое качество осуществляемой работы, которая, к сожалению, зачастую несистемна, а нередко – формальна, что потребовало прокурорского вмешательства.

Коррективы внесены, прежде всего, в сферу правового регулирования борьбы с экстремизмом. К примеру, по инициативе прокуратур Краснодарского края и Астраханской области в этих субъектах Федерации утверждены долгосрочные целевые программы по противодействию терроризму и экстремизму на 2013 и последующие годы. Аналогичная целевая программа в Ростовской области принята также благодаря активному вмешательству прокуратуры области.

Помимо этого, во всех регионах прокуроры нацеливали работу органов государственной власти на повышение эффективности проводимых мероприятий, на учет степени общественной опасности этих деяний при планировании работы по противодействию экстремизму, на обеспечение достаточного финансирования программных мероприятий.

Аналогичная работа проводится и в отношении местных органов, где обращают на себя внимание их недостаточная инициатива, отсутствие системного и комплексного подхода к решению обозначенных вопросов. Вне поля зрения муниципальных образований зачастую остаются вопросы противодействия экстремизму среди молодежи.

Потребовали прокурорского внимания и нарушения в деятельности органов контроля.
Особенно это касается территориальных органов Федеральной миграционной службы России. Повсеместно повышения эффективности требует работа по контролю соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания и временного пребывания в России, их миграционному учету, в сфере привлечения иностранных работников к труду.

Оценка работы региональных органов Минюста России показала необходимость усиления контроля деятельности зарегистрированных общественных и религиозных объединений. Должностными лицами этого ведомства не во всех случаях принимались исчерпывающие меры реагирования в отношении деструктивных общественных организаций нарушающих уставные цели, не соблюдающих законодательство при регистрации.

Требует активизации деятельность органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Краснодарского края, Ростовской области и Республики Калмыкия по осуществлению системного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, особенно - на предмет наличия в публикациях признаков экстремизма.

Наиболее важные требования в данной сфере предъявляются к правоохранительным органам.
По требованию прокуроров в региональных подразделениях органов внутренних дел Астраханской, Ростовской, Волгоградской областей и Краснодарского края приняты меры по устранению нарушений законодательства о противодействии экстремизму при проведении массовых акций, налаживанию системной работы по выявлению экстремистски настроенных лиц и материалов, запрещенных к распространению.

Всего в первом квартале 2013 года в целях устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму прокурорами в округе внесено более 1,5 тыс. представлений, по которым свыше 700 лиц подвергнуто дисциплинарным взысканиям. Принесено более 70 протестов, объявлено 174 предостережения, в суды направлено 526 заявлений. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 355 лиц, возбуждено 1 уголовное дело.

В 2012 году в результате надзорной деятельности прокуроров внесено более 5 тыс. представлений, по которым 4,8 тыс. лиц подвергнуто дисциплинарным взысканиям. Принесено свыше 300 протестов, объявлено 876 предостережений, в суды направлено 2 тыс. заявлений. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 1,8 тыс. лиц, возбуждено 9 уголовных дел.

Работа органов прокуратуры на данном направлении будет продолжена.
В заключение хотелось бы сказать, что степень защищенности граждан от экстремистских посягательств в значительной мере зависит не только от государственных структур, но и от бдительности граждан и понимания сути происходящих вокруг нас событий.

Каждому гражданину нужно проявлять активность в общественной жизни, своевременно сигнализировать в правоохранительные органы, органы прокуратуры о фактах возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, вовлечения в неформальные группировки экстремистского толка молодежи, пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики, призывов к осуществлению, финансированию указанных деяний, распространения экстремистских материалов, либо материалов содержащих признаки экстремизма. Информация об этих проявлениях будет очень важна.
Надеюсь, что изложенное поможет читателям легче ориентироваться в данной сфере правоотношений.

В.Г. Самодумова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе, советник юстиции

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ