Знай свои права: можно ли на приватизированном земельном участке перестраивать дом без разрешения архитектуры?
Вопрос: Можно ли на приватизированном земельном участке перестраивать дом без разрешения архитектуры?
Земля в собственности. Нужно ли брать разрешение в архитектуре на расширение и нужно ли делать проект?
Заранее, большое спасибо!
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы подготовки проектной документации, а также выдачи разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства.
Кодекс оговаривает, что к таким объектам относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, и предназначенных для проживания одной семьи.
Для застройщика такого объекта (индивидуального жилищного строительства) подготовка и наличие проектной документации являются его правом, а не обязанностью.
Так же необходимо учитывать, что даже при наличии проектной документации, оформленной и полученной по собственной инициативе застройщиком объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза в отношении такой проектной документации не проводится, с учетом условий, что это должны быть:
- отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которой регламентируется выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов индивидуального жилищного строительства, застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган ( орган местного самоуправления) заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка;
- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Ииных документов для получения разрешения на строительство, согласно положениями вышеуказанной нормы закона, не требуется.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления проводит проверку и либо выдает разрешение на строительство, либо отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии с п.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Таким образом, получение разрешения на капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов носит обязательный характер, однако перечень документов ограничен и регламентирован ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заказ проектной документации носит добровольный характер.
Вопрос: Как узнать информацию о кадастровой стоимости земельного участка?
Для получения сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка Вам необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр) по месту учета данного земельного участка. Предоставление сведений государственного земельного кадастра, в том числе и сведений о кадастровой стоимости земельного участка, регламентируются Правилами предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000г. № 918 и Федеральным законом от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
В справочном порядке о нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов оценки Вы можете узнать на официальном сайте Роснедвижимости www.kadastr.ru.
В левой части страницы есть ссылка Интерактивная кадастровая карта. При нажатии на эту ссылку открывается страница с перечнем федеральных округов. Нужно выбрать федеральный округ, в который входит интересующий Вас субъект Российской Федерации. При нажатии мышкой на «КО №» в левом нижнем углу страницы появляется ссылка «нормативные правовые акты». При нажатии на нее – открывается новая страница с перечнем категорий земель. Необходимо войти в папку (нажать на +) «Земли поселений» и открыть файл «НПА. pdf».
Вопрос:Технический паспорт не предусматривает внесение справочных сведений в раздел о правообладателях. Эти сведения должны быть актуальны на момент изготовления паспорта. Должны ли ОТИ требовать от заявителя выписку из ЕГРП? Как это отразится на сроках и вправе ли ОТИ это делать?
Требование о предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Проведение технической инвентаризации осуществляется на основании заявления собственника недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества в соответствующие организацию (орган) по учёту объектов недвижимого имущества и в орган по учету государственного и муниципального имущества в том объеме, который необходим для их работы.
Вопрос:Каким образом и какие именно налоги перечисляются гражданами- физическими лицми самостоятельно?
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы в денежной и натуральной форме от физических лиц, производят исчисление и уплату НДФЛ самостоятельно, а согласно п. 3 этой же статьи Кодекса они обязаны подать в налоговый орган по месту жительства декларацию о полученных в порядке дарения доходах не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором получен доход (ст. 229 НК РФ).
Сумма налога, исчисленная на основании декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода.
Не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.
Освобождаются от налогообложения доходы (недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи), полученные в порядке дарения, в случае если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами (
Вопрос: Возможно ли принятие граждан, зарегистрированных по месту пребывания, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Из п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства находится в ведении Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в ее конституционно - правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно - учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного граждане, зарегистрированные по месту пребывания, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.
(Определение Конституционного Суда РФ от 09 апреля 2002г. № 13-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы»)
Вопрос: Может ли суд освободить заявителя (истца) от уплаты государственной пошлины?
В соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общею юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 13.06.2006г. № 272-О нормативные положения, содержащиеся в ст. 336.36 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты госпошлины, если иное уменьшение размера госпошлины, предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 3 мая 1995 года № 4-П, от 2 июля 1998 года № 20-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 12 марта 2001 года № 4-П, Определении от 12 мая 2005 года № 244-О, как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2) и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Вопрос: Каков порядок обжалования нормативно-правовых актов и других решений
Административных органов?
Правила обжалования таких актов в гражданском судопроизводстве закреплены в главе 24 ГПК РФ "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части".
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Закон наделяет физических и юридических лиц правом обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, в арбитражный суд, либо в таможенный орган, т.е. предусматривает возможность выбора первоначального пути обжалования. В соответствии с разд.XIII ТК РФ 1993 г. до подачи заявления или жалобы в суд необходимо было соблюсти процедуру первоначального обжалования решений (действий) таможенного органа и подать жалобу в вышестоящий таможенный орган или должностному лицу. В случае несоблюдения указанного порядка жалоба в суд или исковое заявление в арбитражный суд оставались без рассмотрения.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства.
В соответствии со ст.12, 13 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав юридических и физических лиц является признание судом недействительными не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы граждан либо юридических лиц ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также и нормативных актов.
Статьей 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" также установлено, что каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Более подробные консультации по интересующим Вас вопросам вы можете получить по телефону 8 928 153 74 21, либо на личном приеме в адвокатском кабинете Лунтовского Михаила Викторовича по адресу: 344022 г.Ростов-на-Дону пер. Крепостной, д.99 оф. 10