Убит Шебзухов Фраль Зуль-Карнеевич претендент на пост председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

13/05/2010 - 11:40

12 мая 2010 года около 18 часов по московскому времени, в столице Карачаево-Черкесской Республики городе Черкесске, практически в самом центре города, на проспекте Ленина, был убит Шебзухов Фраль Зуль-Карнеевич.
Данное убийство сразу приобрело политическую окраску, так как Фраль Шебзухов являлся не только Советником Президента Карачаево-Черкесской Республики (КЧР), но и главным претендентом на вакантную должность Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Данная вакансия образовалась после недавнего «апрельского» визита Полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина в Карачаево-Черкесию, который «порекомендовал» Президенту КЧР Борису Эбзееву сменить премьера КЧР и назначить нового из числа представителей «черкесской национальности». А. Хлопониным был обозначен и срок исполнения данного поручения – до 1 мая 2010 года. Свое поручение полпред Александр Хлопонин, позиционируемый в основном как экономист-практик, озвучил на совещании по социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесии. При этом он отметил, что ни один инвестор не решится вложить деньги в серьезный проект, пока в регионе не будет достигнуто межнациональное и межконфессиональное согласие: «До 1 мая должен быть назначен председатель правительства, это должен быть представитель черкесской национальности, и поставим на этом точку». Действующий глава правительства КЧР Владимир Кайшев, этнический грек, в это время находился в чрезмерно затянувшемся отпуске, который уже приближался к трехмесячному рубежу и заканчивался 26 апреля. Народное собрание (Парламент) КЧР должно было рассмотреть кандидатуру нового председателя правительства на внеочередной сессии республиканского парламента (НС КЧР) за очень короткий промежуток времени, чтобы «пожелание» А.Хлопонина могло быть исполнено в срок.
Борис Эбзеев 26 апреля 2010 года своим Указом №51 «принял отставку» премьера В.Г. Кайшева, освободил его от «замещаемой» должности и отправил в отставку Правительство КЧР. Уже в то время можно было отметить некие странности. Во-первых, на тот момент В. Кайшев еще никакого прошения об отставке не писал, да, собственно, неизвестно - написано ли было такое прошение вообще. Освобождал Кайшева Президент КЧР не от «занимаемой», а от «замещаемой» должности, хотя такая формулировка обычно подразумевает и используется при временном замещении какого-то временно отсутствующего лица, которое и обладает всеми правами на данную должность. Это тем более странно, что тут же, Указом Президента КЧР №52 от 26 апреля 2010 года Кемов Мурадин Рауфович (черкес по национальности) назначался исполняющим обязанности Председателя Правительства КЧР и при этом освобождался от ранее «занимаемой» должности зампреда того же правительства. Здесь опять-таки странность – когда назначается заместитель временно исполнять обязанности своего начальника, его от «занимаемой должности» не освобождают. Да и возникает вопрос – собственно с чем М.Кемов останется в случае назначения премьером иного кандидата?
Между тем Б. Эбзеев начал оперативно проводить согласительные процедуры с депутатским корпусом, разделив их на группы влияния по этническому признаку. Сначала он встретился с тюркоязычными депутатами НС КЧР – карачаевцами и ногайцами, а затем с близко родственными – черкесами и абазинами. И именно кандидатура убитого впоследствии (12 мая 2010 года) Шебзухова Фраля Зуль-Карнеевича, черкеса по национальности, была предложена депутатам республиканского парламента на рассмотрение в качестве кандидата на пост Председателя правительства КЧР.
Однако кандидатура Фраля Шебзухова вызвал стойкое неприятие, как у карачаевцев, так и у черкесов с абазинами. В общем, депутатский корпус республиканского парламента, если выражаться политкорректно, вполне недвусмысленно дал понять Президенту КЧР и ряду влиятельных лиц из числа карачаевской и черкесской элиты, стоящих за спиной Ф. Шебзухова, о своем явном нежелании видеть Ф. Шебзухова в кресле председателя республиканского правительства. Более того депутаты потребовали от президента КЧР вывести кандидатуру Ф. Шебзухова из процесса рассмотрения кандидатов на пост председателя правительства КЧР. Несмотря на четко выраженную негативную позицию депутатского корпуса республики Б. Эбзеев направил на рассмотрение федерального центра две кандидатуры – Фраля Шебзухова и Мурадина Кемова, оставив «за бортом» многочисленных «соискателей» из числа представителей «громких» черкесских фамилий Карачаево-Черкесии.
5 мая пресс-служба президента Карачаево-Черкесии сделала официальное заявление о том, что Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев внес в парламент республики кандидатуру нового главы правительства еще до начала майских праздников. При этом в пресс-службе пояснили, что не могут назвать эту кандидатуру: «Если парламентарии примут решение, они могут ее обнародовать до голосования». Несколько ранее вице-спикер Народного собрания Руслан Хабов также сообщал СМИ, что Б. Эбзеев внес кандидатуру премьера, однако также отказался ее называть общественности. В этой связи депутат Народного собрания Карачаево-Черкесии Ахмат Эбзеев из фракции "Справедливая Россия" сообщил ИА REGNUM Новости, что внесена кандидатура Фраля Шебзухова, черкеса по национальности, который является советником президента Карачаево-Черкесии, а ранее был главой Адыге-Хабльского района КЧР. Комментируя внесение кандидатуры на должность премьера, Ахмат Эбзеев отметил, что не ожидает легкого прохождения кандидатуры Шебзухова через Народное Собрание (Парламент) КЧР. При этом Председатель черкесского общественного движения "Адыгэ Хасэ Карачаево-Черкесии" Мухамед Черкесов назвал СМИ ряд кандидатов на должность премьера, которые черкесская организация считает приемлемыми, не включив в их число Ф.Шебзухова.
Следует отметить, что чтобы там не писали многочисленные «сухие эксперты» из числа политологов, проживающих далеко за пределами Карачаево-Черкесии, в КЧР, несомненно, на лицо все признаки кризиса власти. А «бунт» парламентариев уже далеко не первый и давно не неожиданный. Нынешнее положение, сложившееся в КЧР, уже было во многом прогнозируемо ещё до начала инаугурации Б. Эбзеева, и практически бесспорно прозрачным стало уже после первых месяцев его управления республикой (о чем были предупреждающие «звонки» в виде публикаций аналитиков в СМИ). Главным признаком грядущих конфликтов и предстоящего системного кризиса, безусловно, была попытка, предпринятая Б.Эбзеевым, возможно, из самых лучших побуждений, игнорировать фактор этничности во внутренней политике проводимой им в республике и в первую очередь в кадровой сфере. Несомненно, «лишение» черкесов «принадлежащего им по праву» поста председателя правительства КЧР и ликвидация «русской» должности вице-президента КЧР (которая была создана именно для «компенсации» потерь понесенных русским и казачьим населением КЧР по представительству в ветвях республиканской власти) стало тем детонатором недовольства, которое вызвало противостояние в многонациональном обществе Карачаево-Черкесии, и организационно выразилось в создании и последующей деятельности Координационного Совета национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики.
Недовольные национальной политикой нынешнего руководства КЧР, руководители национальных общественных организаций республики создали «Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики», куда вошло по одному представителю от каждого народа КЧР и представляющих их национальных общественных организаций – «Адыгее-Хасэ» (черкесы), «Абаза» (абазины), «Русь» (русские), «Берлик» (ногайцы), «Кали-Архи» (греки), «Масис» (армяне), «Лаба» (осетины). Создание Координационного совета и его деятельность, по заявлениям его учредителей, направлены на поиск путей консолидации народов КЧР, недопущения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях. Возглавил «Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики», Председатель РОД «Русь» Н. Хохлачев.
Представители карачаевских национальных организаций КЧР и их Координационный комитет, находящиеся на другом полюсе возникшего противостояния, отказались от участия в работе Координационного совета национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики.
Вследствие того, что действенных мер для разрешения конфликтной ситуации своевременно не принималось ни на уровне республики, ни на уровне федерального центра, ситуация зашла дальше чем ожидалось, видимо, и самими участниками конфликта. Логика развития событий привела к тому, что назначение нового председателя правительства из представителей черкесской национальности теперь уже не решит проблему межэтнического согласия. И если подтвердится тот факт, что напавшие на кандидата на пост премьера КЧР Шебзухова Фраля Зуль-Карнеевича лица, прежде чем застрелить, избивали его некими предметами «похожими на бейсбольные биты», то это сильно похоже на демонстративную расправу, некий показательный урок для тех, кто еще жив. Вопрос в том, кому предназначен этот урок…
По данному факту отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления СКП РФ по КЧР возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. «ж» ч. 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 222 УК РФ (убийство по предварительному сговору группой лиц и незаконный оборот оружия). Расследование преступления находится на личном контроле руководителя Следственного управления СКП РФ по КЧР.
Президент КЧР Б.Эбзеев, узнав о случившемся, сразу же выехал в бюро судебной экспертизы, а затем к месту происшествия, поставил в известность о трагедии полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина и уже через два часа после случившегося обратился к жителям Карачаево-Черкесии с телеобращением, в котором заявил о своем личном убеждении в том, что «это убийство имеет под собой политическую подоплеку».
Таким образом, нарушение национального паритета при формировании органов власти республики вызвало сначала непонимание, а затем и явно выраженное недовольство в многонациональном обществе Карачаево-Черкесии, в большей степени среди черкесов и абазин. Это недовольство распространилось на парламентскую арену, привело к митингам и пикетам в среде черкесов. Все это переросло в массовые драки между карачаевской и черкесо-абазинской молодежью. После чего произошло так и не раскрытое убийство одного из наиболее активных молодежных лидеров черкесской молодежной «Хасы» Аслана Жукова (убит 14 марта 2010 года). Что, в свою очередь, вызвало создание Координационного совета национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики и заявление черкесской (адыгской) общественной организации «Адыгэ Хасэ» о курсе на раздел Карачаево-Черкесской Республики и намерении воссоздать черкесскую автономную республику. И вот новое убийство – теперь кандидата на пост премьера КЧР Фраля Зуль-Карнеевича Шебзухова.
Изменения практики этнического представительства во власти в республике ожидали ещё в начале 2010 года, сразу же после выборов председателя парламента КЧР. Ожидалось, что руководство республикой начнет возвращаться к практике национального паритета, который был характерен для республики до вступления в должность нынешнего президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева. Однако этого не произошло. Возникла не оправдано затянувшаяся пауза. Начались политические спекуляции по поводу занятия поста председателя правительства КЧР представителем черкесской национальности.
Председатель общественной организации «Адыгэ Хасэ» Мухамед Черкесов по этому поводу заявил: «Мы, черкесы, устали быть игрушкой в руках правителей Карачаево-Черкесии. Еще вчера они не желали видеть во главе правительства республики председателя черкесской национальности, а сегодня начинают мыслить по-иному. Все это унижает наш народ, а потому мы хотим размежеваться и выйти из состава КЧР, даже можно и в состав Ставрополья. Главное при этом, конечно же, остаться в составе Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)».
Ранее, в конце января 2010 года, председатель молодежного движения "Адыгэ Хасэ" КЧР Тимур Жужуев, комментируя предложение спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова лишить дотационные регионы статуса субъекта Федерации, присоединив их к регионам-донорам, выступил с заявлением о том, что Черкесское движение Карачаево-Черкесии может вернуться к своим давним предложениям по возвращению КЧР или только ее черкесских районов в Ставропольский край.
Следует отметить, что и в карачаевской среде растет недовольство складывающимся положением в республике. Об этом недвусмысленно дали понять депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР карачаевской национальности при обсуждении кандидатуры Фраля Шебзухова. Для карачаевского этноса безусловным приоритетом является сохранение такого положения, когда первое лицо в республике будет именно из числа карачаевцев и только из карачаевцев. А нынешний кризис власти ставит под угрозу эту наиважнейшую для карачаевцев аксиому. С одной стороны черкесы и поддерживающие их абазины намерены добиваться развала КЧР и выделения собственной автономной республики. С другой – созданный на волне протестных настроений Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики намерен эту аксиому опровергнуть. С этой целью, Координационным Советом принято обращение к руководству страны с ходатайством о назначении президента КЧР из числа русских кандидатов.
В заключении следует также отметить тот факт, что убийство Фраля Шебзухова далеко не первое «громкое» убийство политического деятеля в Карачаево-Черкесии. Так лидер карачаевской оппозиции ныне действующей власти в республике, депутат Народного Собрания (Парламента) КЧР Ислам Крымшамхалов, был убит лишь чуть более года тому назад, 13 января 2009 года. А в более далеком прошлом с удивительной легкостью «устранялись» с политической арены республики и высокие должностные лица, и депутаты разного уровня (в том числе и федерального), и лидеры общественных организаций, и представители духовенства самого высокого ранга. Был случай и массового убийства, прогремевший на всю страну.
Убийство Фраля Шебзухова возможно можно было предотвратить. 12 мая, в день убийства, президент КЧР Б.Эбзеев фактически принял решение об отзыве кандидатуры Фраля Шебзухова из федерального центра, где она находилась на рассмотрении и согласовании. Однако, видимо, данная информация либо не успела дойти до заказчиков, либо исполнителей уже нельзя было остановить. Либо все же заказчики посчитали, что риск того, что президент КЧР Б.Эбзеев внесет всё-таки кандидатуру Ф. Шебзухова на внеочередной сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР на рассмотрение депутатов и каким-то образом сумеет её «протолкнуть» - слишком велик.

Автор: Сергей САХАРКОВ