ГЛАВный ВОПРОС.

10/09/2008 - 17:08

Для Дагестана сегодня качество административного управления в муниципальных образованиях – вопрос первостепенной важности. Но главы местных администраций слишком сильно различаются между собой: где-то глава – труженик и созидатель, где-то – казнокрад и преступник. Сегодня всё здание социальной стабильности стоит на таком вот разнородном и нестабильном фундаменте…

Дагестан – слаборазвитый в экономическом плане, высокодотационный регион России, где лишь бюджетные финансовые потоки орошают скудную экономическую почву. В среднем в год половина бюджета республики – многие миллиарды рублей –расходуется на межбюджетные трансферты бюджетам более низких уровней. В республике 42 района и 10 городов, а также – тысячи сельских поселений… Как используются там бюджетные средства, какова отдача от использования, как реализуется собственный потенциал и ресурсы?.. От качества административного управления на местах прямо зависят экономические успехи поселений, районов и городов, решение бесчисленных социальных проблем.
Соблазн «порулить»
«Лихие девяностые» в Дагестане прошли под знаком митинговых страстей, противостояний национальных фронтов, криминального беспредела и тяжелого социально-экономического кризиса. Государство быстро «уходило» из экономики и коммунального хозяйства, передавало многие полномочия частному бизнесу, муниципальным органам власти. Но, как показала практика, ни принятый «под реформы» Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации», ни даже Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не смогли обеспечить эффективный механизм контроля над деятельностью глав муниципальных образований в вопросе финансов и распределения имеющихся в МО ресурсов.
Я помню глав многих МО первой волны. Среди них были и хорошие хозяйственники, бывшие директора колхозов, но были и случайные люди, выдвиженцы «национальных фронтов». Возможности, которые давало руководство местным самоуправлением, оказались для многих непреодолимым соблазном.
Потом стало еще хуже. Рухнула экономика, остановились промышленные предприятия, погибли колхозы… Должность главы администрации, дающая доступ к относительно стабильным финансовым потокам и распределению земли (главного богатства в Дагестане) стала предметно интересовать криминал. Потеряли свое влияние «национальные фронты», и на место их выдвиженцев-идеалистов часто приходили авторитеты, поднявшиеся на разбое и рэкете.
Распил «деревянных»
Практически на каждом семинаре-совещании с главами муниципальных объединений президент Республики Дагестан Муху Алиев и председатель республиканского правительства обвиняют их в провале первичного учета предприятий, укрытии реальной налогооблагаемой базы. Зал глухо молчит. Республиканское телевидение демонстрирует это в своем эфире.
На территории многих районов и городов действуют нелегальные рынки, предприниматели, производства… Значительная часть экономики республики находится в тени, и эта теневая экономика в той или иной мере работает на глав местных администраций… Чтобы пополнять высокодотационный бюджет, налоги в республике могли бы собирать с самых доходных сфер: с алкоголя, нефтяной отрасли и добычи сырья для стройматериалов в карьерах. Но как раз в этих сферах налоговым органам почти ничего не достается. Эти предприятия нередко принадлежат самим главам администраций, их родственникам и друзьям и, естественно, пользуются немыслимыми налоговыми льготами. Большая проблема для Дагестана – земля, а спекуляция земельными участками и невыплата земельного и имущественных налогов (из-за неоформления должным образом прав собственности) являются всеобщими.
Главы администраций часто откровенно пренебрегают законом и просто присваивают государственные средства. Страдают даже такие крупные и, казалось бы, всесильные предприятия-монополии, как «Газпром» или РАО «ЕЭС России». Во всей стране нет субъекта, который, как Дагестан, потреблял бы ресурсы, не платя за них. На 1 января 2008 года долги муниципальных образований за газ в Дагестане составили 5,2 млрд рублей. В последние годы «Газпром» неоднократно перестраивал систему управления, менял менеджеров, списывал долги, обещал большие льготы, пытаясь улучшить сбор платежей в Дагестане. Ничего не помогло.
На начало этого года долги муниципальных образований перед поставщиком электроэнергии – ОАО «ДЭСК» за электроэнергию составили почти 800 млн рублей. Долги за тепло на то же время составили свыше 121 млн рублей. Муху Алиев как-то в сердцах сказал, что при личных встречах Чубайс обещал строить в Дагестане новые ГЭС, а Миллер – продолжить газификацию республики. Условие лишь одно – остановить казнокрадство и навести порядок с платежами.
Видимо, они требуют невозможного.
СамоНеуправляемые
Последние годы Дагестан лихорадит из-за постоянных скандалов, судебных разбирательств, убийств и прочих происшествий, фигурантами которых становятся главы муниципальных образований. По мере завершения передела собственности борьба за обладание постом главы администрации района или города, а значит – правом распоряжаться финансами и землей становится всё более жесткой.
К примеру, активно митинговали в 2006–2007 годах жители Казбековского района республики. Они требовали снять и судить главу администрации. Помимо обычных «мелких грешков» – хищения бюджетных средств через подконтрольные малые предприятия, его обвинили в убийстве душевнобольного, совершенном публично, при свидетелях. Противники главы были на приеме у главы республики, ездили в Ростов на прием к полпреду Президента РФ в ЮФО Дмитрию Козаку...
В ходе подготовки к прошлогодним выборам между кандидатами на пост главы Дахадаевского района возникла ссора, в которой участвовал глава администрации района. В ходе вспыхнувшей ссоры двое из его противников были убиты.
Решением суда Унцукульского района к лишению свободы на 3,5 года был приговорен глава администрации района. В республике он был известен как противник создания зоны затопления Ирганайской ГЭС. Руководство республики обвиняло его в организации многочисленных митингов против строительства этого крупнейшего инвестиционного объекта. В итоге он был осужден по факту хищения 3 млн рублей бюджетных денег.
В отношении главы МО «Хивский район» уголовное дело возбуждено в связи с злоупотреблением служебным положением при разделе участков земли.
В старейшем из городов России – древнем Дербенте Управлением по налоговым преступлениям МВД был выявлен факт присвоения более 17 млн рублей, к которому прямое отношение имеют глава администрации и его замы. В отношении главы администрации Ахвахского района было возбуждено уголовное дело в связи с тем, что под поручительства района его братом у правительства был взят кредит, средства которого не были возвращены государству. Глава МО был временно отстранен на время следствия. В конце 2007 года был задержан сотрудниками УБЭП глава Ногайского района, который подозревался в вымогательстве взятки в размере 800 тысяч рублей…
Можно очень долго приводить подобные примеры. Стараются не отставать от «старших товарищей» (глав городов и районов) и главы сельских поселений. В Дагестане, где уважительное отношение к частной собственности выработалось веками, отношение к государственным или, как говорят здесь, «хукуматовским», деньгам – хищническое. Общее – значит ничье.
Рисковое предприятие
Быть главой администрации в Дагестане – наверное, самое опасное занятие из всех возможных. Слишком много врагов у главы, слишком много завистников, желающих занять его место. Рекордсменом по числу состоявшихся покушений на него является градоначальник Махачкалы, столицы и самого богатого города республики – Саид Амиров. С первых своих шагов он начал наводить порядок в городе, а потому посреди эпохи хаоса 1990-х нажил себе массу влиятельных врагов. Более полутора десятка раз преступники покушались на его жизнь. В результате одного из покушений он стал инвалидом. В результате другого, когда на пути следования его кортежа взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль, погибли десятки людей, был разрушен целый квартал города.
Преступники покушались на жизнь десятков глав администраций – нынешних, бывших и покойных.
Прессинг, которому подвергаются главы администраций, несовместим с нормами правового демократического государства. Он мешает творчески и созидательно работать. Из-за него кандидатами на должность главы любого муниципального образования рискуют выдвигаться лишь люди отчаянные, сознательно рискующие и уверенные в своей силе. Завоевав победу, они сполна вознаграждаются за риск.
«Мертвые души»
Недавно в республиканской прессе был поднят вопрос о грубом нарушении статистической отчетности, имевшем место в ходе проведения в Дагестане Всероссийской переписи 2002 года. По данным переписи, население небольшой республики «вдруг» увеличилось на 350 тысяч человек. При незначительном среднегодовом приросте населения (0,6–0,8 % в год) и мощной отрицательной миграции перепись показала численность населения республики в 2 522 тысячи человек против 2 160 тысяч человек в 2001 году.
Разобраться с реальной картиной численности населения оказалось просто невозможно. Дело в том, что бюджетные трансферты прямо зависят от количества жителей в том или ином районе. Между главами администраций в период переписи началось настоящее «соревнование» за «выполнение и перевыполнение плана» переписных душ. Так и осталась республиканская статистика с показателем численности населения в 2,6 млн человек.
Будущее Дагестана – в прямой зависимости от реформы муниципальных образований
Закон 1994 года, впервые наделивший глав муниципальных образований чрезвычайными полномочиями, в том числе – давший право распоряжаться имуществом и финансовыми потоками, давно вызывал справедливые нарекания и требовал пересмотра. Сейчас в Дагестане разрабатывается стратегия социально-экономического развития республики на период до 2020 года. Но уже теперь понятно, что будущее региона – в прямой зависимости от способности государства (как бы это ни звучало противоестественно для демократического государства) контролировать и ограждать жителей от произвола муниципальных властей.
Президент Республики Дагестан Муху Алиев пытается обуздать коррупцию, самоуправство глав муниципальных объединений. За два года его правления подверглись судебному преследованию ряд наиболее одиозных глав, еще большее число при содействии республиканских властей были сменены в ходе выборов. Но, видимо, главы администраций – это вечная головоломка для республиканских властей.
Справится ли президент Дагестана с произволом глав администраций? Трудно сказать. Сегодня многие в Дагестане убеждены – будущее самого Муху Алиева, как президента республики, как политика – в прямой зависимости от его способности обуздать глав местных администраций, заставить их включиться в созидательную работу, неукоснительно соблюдать требования федеральных и местных законов… Бесконечные «проказы» глав местных образований и так уже сильно подорвали имидж президента. К примеру, фотографии с расстрела милицией митинга в Докузпаринском районе облетели всю страну, многие мировые средства массовой информации… Очевидно, что и будущее Дагестана, и будущее его президента теперь – в прямой зависимости от тех же самых глав муниципальных образований.

Автор: Сергей САХАРКОВ