Сказочники новой России. Яковлев

04/09/2007 - 17:04

Жизнь – театр. Сотни раз прав классик. Как и века длится действо: чиновники разного ранга, словно зайцы, взобравшись на пенек, сучат ручонками по барабану. Один, сменяя другого. Обещают баснословные зарплаты, хорошие дороги, доступное здравоохранение и образование, качество услуг связи и коммунальных услуг.
ПРОИЗВОЛьные цены ЖКХ
Особенно населению нравятся сказки о реформировании и качественных услугах в сфере ЖКХ, которые несет в народ очередной сказитель Владимир Яковлев. Бывший мэр Санкт-Петербурга, бывший полпред в ЮФО, а ныне глава Минрегионразвития, получивший наравне с Министром здравоохранения и соцразвития Зурабовым «неуд» за свою работу, и продолжающий «реформировать» ЖКХ. И, похоже, этот «тандем» и дальше будет СОСУЩЕствовать. Зурабов «добавляет» пенсионерам ( повышение пенсий и минималки с 1 сентября), а Яковлев тут же «съедает», повышая цены на коммунальные услуги, и это называется регулирование цен на рынке. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в январе-июле 2007 года повысились на 12,9%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
При этом на 11,1% в январе. Рост тарифов на услуги ЖКХ продолжает существенно опережать инфляцию (за январь-июль он в 2 раза превысил показатель инфляции, составивший за 7 месяцев 6,6%). И это не предел, до конца года еще три месяца…
В России в настоящее время отсутствует централизованный государственный контроль за ценообразованием. Он находится в ведении нескольких служб. Несогласованность действий в этой сфере приводит к экономически неоправданному росту цен. Все чаще ценовой произвол на услуги ЖКХ становится причиной социальной напряженности. Где ценообразование, в большей степени определяется размером кошелька населения, в основном – пенсионеров. Как только повышаются пенсии, тут же растут тарифы. Вот вам и все "регулирование".
Проблема в том, что в России элементы госрегулирования цен и тарифов регулируются разными законами, а работа эта распределена по различным ведомствам. В частности, эту функцию осуществляют Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и т.д. Однако, отсутствие базового закона о государственной ценовой политике, который четко определил бы какие именно цены и тарифы и каким образом должны регулироваться, часто сводит на нет эту деятельность перечисленных ведомств.
Однако известно, что ни в одной стране мира не существует полной свободы в ценообразовании. Под контролем государства остаются целые отрасли, имеющие особую социальную значимость. Прежде всего, речь идет о ценах продукции топливно-энергетического комплекса, коммунального хозяйства и других важных отраслях.
Тем временем, недавно Президент РФ Владимир Путин назвал ЖКХ одной из наиболее коррумпированных сфер наравне с рыбной отраслью. «Я лично с уважением отношусь к чиновничьему аппарату, без хороших управленцев ничего не сделать. Но мы еще знаем, как силен бюрократизм и казнокрадство. Это одна из коррупционных сфер. Понемножку-понемножку миллиарды растаскивают. Необходим самый жесткий контроль со стороны общественных и партийных структур, - в частности, отметил В.Путин.
Он заявил, что одна из самых неотложных проблем - это модернизация ЖКХ, ликвидация аварийного и капитальный ремонт жилья. Уже с начала 2008 года должен заработать фонд содействия реформированию ЖКХ объемом в 250 млрд рублей. "Это огромные деньги- не просто деньги на проедание или ремонт, а средства, чтобы двинуть реформу вперед.
Обещанного сантехника годами ждут
Но, наверное, и 250 млрд. будет недостаточно для такой бездонной бочки, как ЖКХ. Частный случай. Жильцы краснодарского микрорайона на улице Тепличной, что в Прикубанском округе, несколько лет пишут письма и звонят в РЭП 34 по поводу образовавшегося из-за порыва трубы «ключа» у дома № 24. Придут сантехники - и уйдут, не замочив ног: то у них техники нет, то «руки не оттуда выросли».
Задавать вопросы типа: куда смотрит начальство, в частности, Зинаида Будасова, начальник РЭПа – бессмысленно, как вопрос и куда смотрит начальство района или города. Если Начальник РЭПа и смотрит, то только это и делает и разводит руками: что я сделаю, если нет техники, слесарей, материалов, денег? И этот «ключ» не единичный пример на вверенном участке Будасовой, которой, кстати, недавно мэром города Краснодара была вручена грамота. Естественно, за хорошую работу...
Больше года жильцы одной из квартир добивались визита слесаря, чтобы устранить течь горячей воды. Один раз пришел тогда слесарь – посмотрел – не смог совладать с краном. То руки тряслись по известной причине, то инструмента соответствующего не было. Второй раз г-жа Будасова прислала другого слесаря – тот не смог перекрыть ни один кран, ни с горячей, ни с холодной водой – ни в квартире, ни в подвале, ни в колодце, где стояла, стоит и похоже, еще долго будет стоять вода. Дому более 25 лет и ни разу краны не менялись. Так они прикипели, что их можно вырвать только «с мясом» - тогда вода хлынет в подвал.
Год назад в обозначенной квартире побывала и сама Будасова, пообещав, что сможет перекрыть воду в квартале только в сентябре, когда летний трудовой лагерь завершит работу, и столовую можно будет отключить. С тех пор об обещанном слесаре ни слуху, ни духу, несмотря на напоминания и просьбы устранить течь, иначе кипяток хлынет, и тогда беды не миновать.
Собственно, так и случилось. 25 августа труба лопнула и кипяток хлынул. По счастливой случайности, как говорят в таких случаях, большой беды не произошло, только потому, что порыв пришелся на субботу и хозяева были дома. Надо только представить, как в сорокаградусную жару в доме хлещет кипяток из трубы. Спасла положение аварийная служба, приехавшая, через час после вызова. Но и ей досталось. Более трех часов ушло на устранение порыва. Не могли слесари перекрыть воду ни в подвале, ни в колодце. Пришлось отключать весь район - то, что хотела сделать год назад Будасова, вместо того, чтобы поставить новые краны в подвале, с тем, чтобы жильцы могли обновить краны и в своих квартирах. Теперь очередь холодной воды – она тоже не перекрывается, и жильцы не могут поменять краны.
Напрашивается вопрос: сколько драгоценной для Краснодарского края питьевой воды утекло за год из кранов, сколько утекло из бьющего «ключа»? Сколько теплопотерь составляют утечки горячей воды? Заданный вопрос можно считать наивным. РЭПы и ЖКХ в целом вряд ли страдают от этих потерь, компенсируя их незаконно завышенными тарифами на тепло и воду. ( Тема отдельного разговора). И, вероятнее всего, им проще и дешевле оплатить аварийные работы бригаде, чем менять полностью изгнившие коммуникации.
Но и это не единственная беда коммунальщиков. В каком состоянии крыши, подъезды – это тоже притча во языцех. На той же Тепличной, в Прикубанском округе. В доме 24 постоянно течет крыша. Самое интересное, что ее недавно отремонтировали. Из-за этого, якобы нельзя делать ремонт в подъезде – подтеки по стене красочно об этом сигнализируют. И здесь круг замкнут. О вывозе мусора и говорить не приходится – баки переполнены, их не хватает. Светильники в подъезде не работают (электрик работает по совместительству), нет освещения у подъезда, внутриквартального освещения, в подъезды во время дождя затевает вода. Упавшие деревья не вывозятся. Жильцы их жгут, отравляя и без того не чистый воздух. Но и на экологию здесь ноль внимания – никто за сжигание мусора не штрафует. Так и живут люди – с одной стороны горят, с другой – тонут. Исправно платят баснословные цены за услуги ЖКХ, за ремонт. А начальству до этого дела нет
Сказки о 250 миллиардах и реформе ЖКХ
Вопрос: кто и когда бросит «спасательный круг» ЖКХ? Когда в этой многострадальной и высококоррумпированной системе появятся профессионалы и исчезнут вечно пьяные сантехники. А начальники РЭПов и ЖЭУ перестанут ссылаться на маленькую их зарплату, на которую, якобы никто не идет.
Решение вопроса может быть, если перестать это делать – держать штрейхбрехеров, выгодных тем же коммунальщикам, которых эти сантехники устраивают - много не просят. И платить адекватную зарплату. Тогда в коммунальную систему придут высококвалифицированные специалисты.
Быть может, 250 миллиардов, из «Фонда содействия реформированию ЖКХ"выделенные на реформу системы ЖКХ помогут. Может, помогут. Если, как сказал Президент «понемножку-понемножку миллиарды не растаскают». Ведь из 10 выделенных миллиардов на первоочередные нужды по ремонту жилья из аварийного фонда, на коммуналку уже в текущем году для улицы Тепличной, в частности, ничего не перепало.
Как уже известно, 100 млрд. рублей из Фонда будет направлено на переселение граждан из аварийного жилья и 150 млрд. рублей - на финансирование капитального ремонта. Фонд будет действовать до 2012 года. "Это означает, что к 2012 году мы должны справиться с задачей по реформированию ЖКХ", считает Первый вице- премьер Медведев.
В связи с этим регионы должны принять ряд законодательных актов и быть готовы к реализации программы. Важной нормой при этом является положение о контроле за процессом реформирования ЖКХ. Функции контроля возложены на наблюдательный совет, в который вошли представители президента, правительства, Федерального Собрания и Общественной палаты.
Реформа жилкомхоза продолжается в России больше десяти лет. За это время депутаты разработали и приняли десятки законов, которые, по идее, должны были решить большую часть проблем. Однако многие законы, принятые в конце 90-х, оказались мертворожденными. Часть из них – из-за того, что по определению не могли "разрулить" тупиковую ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе. Другие законодательные акты много лет не находили применения из-за отсутствия конкретных механизмов их реализации.
Все это и привело к тому, что на одном из заседаний правительства, помнится, и была работа Минрегионразвития по реформе ЖКХ признана неудовлетворительной. Не лучшей оценки коммунальщики тогда удостоились и на "правительственном часе" в Госдуме. Где председателю профильного комитета Госдумы Мартину Шаккуму пришлось объяснять, первым помощникам Владимира Яковлева, в чем состоит суть реформы, которой они уже столько лет занимаются.

В свою очередь Правительство никак не может определиться с принципами формирования обоснованных тарифов в системе ЖКХ. Для этого, говорят эксперты, просто нет регулирующей методики их формирования в рыночных условиях. Это означает, что на всех уровнях власти, начиная с местной и заканчивая федеральной, никто из чиновников представления не имеет о том, сколько в действительности стоят услуги ЖКХ. Закономерен вопрос: если неизвестны затраты производителей услуг, то как можно строить работу всей системы? Как можно требовать у государства бюджетной поддержки, не зная, сколько средств потребуется для покрытия убытков? (А ведь строят. И требуют.) И требовать от граждан и юридических лиц своевременной оплаты коммунальных услуг, если в министерстве не знают даже ориентировочных, реально обоснованных тарифов на эти услуги.
И как можно говорить о проведении реформы, если главный «сказочник» Минрегионразвития г-н Яковлев, сами коммунальщики не знают, во что она обойдется? Возникает вопрос: что реформируется – система ЖКХ или сами реформаторы? Быть может, логично было бы организовать для коммунальщиков, для Минрегионразвития курсы по повышению профессиональной квалификации, а потом уже требовать квалификации начальника РЭПа или сантехника? Чтобы уже больше не слушать великих сказочников, которые, «почуяв запах» 250 миллиардов, принялись сочинять новые сказки о реформе ЖКХ.
За десять лет реформы ЖКХ, в правительстве так и не смогли разобраться, кто ее будет проводить, и отвечать за конечные результаты - правительством вопреки требованиям Жилищного кодекса до сих пор не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Выходит, ведомство Владимира Яковлева как бы ни причем. В итоге и спросить за провал реформы – даже на федеральном уровне как бы не с кого.
Что же говорить об уровне ответственности за состояние ЖКХ в регионах и муниципальных образованиях? Не потому ли ждем слесарей, электриков годами, и даже с относительно нестарым жилым фондом у нас истинная катастрофа.

Автор: Сергей САХАРКОВ