Между молотом и наковальней

29/05/2007 - 11:15

Как региональные чиновники заставляют муниципалов нарушать федеральное законодательство.

Хорошее, обстоятельное письмо пришло на днях в редакцию «ЮФ» от группы ростовских малых предпринимателей (адреса и фамилии корреспондентов имеются в редакции, но не публикуются по просьбе авторов). Удивительно, что нечто подобное не поступило гораздо раньше и из любого региона ЮФО, ведь речь в письме идет о хорошо знакомых попытках муниципальных властей заставить местный бизнес платить всю зарплату «по-белому», причем не ниже прожиточного минимума…

Уважаемая редакция газеты «Южный Федеральный»!
Во всех странах Европы, и даже в развивающихся странах, налоги со своей заработной платы платят сами работники. И только в России эту обязанность возлагают на работодателей. А если быть более конкретными – на предпринимателей. На людей, благодаря которым создаются новые рабочие места, пополняется наш бюджет, и благодаря деятельности которых осуществляются социально-экономические проекты страны.

Предприниматели южной столицы России – народ законопослушный и далеко не глупый. Некоторое время назад «где-то там, наверху» решили повысить заработную плату, не открыв при этом ни одного нового рабочего места и возложив ответственность на работников налоговой службы, предприниматели стали подавать на налоговые службы в Арбитражный суд и выигрывать один процесс за другим.
А как могло быть иначе? Ведь федерального и регионального законодательства о соответствии минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума нет! А значит, все, что «навязывается» свыше, носит чисто рекомендательный характер и не соответствует действующему законодательству РФ.

Когда налоговые инспекторы отказались быть «козлами отпущения», эту функцию возложили на глав администраций районов, и «закипела» работа в экономических отделах администраций районов г. Ростова-на-Дону. Целый день работники экономического отдела отправляли на различные фирмы факсы-телефонограммы с сообщением о вызове на комиссию главных бухгалтеров и директоров компаний.
Как предприниматели г. Ростова-на-Дону мы понимаем озабоченность властей низким уровнем жизни жителей нашего города. И, в связи с этим, хотим предложить:

1. На федеральном и региональном уровне законодательно ввести не облагаемый налогом минимум заработной платы, которая была бы равна прожиточному минимуму.
2. Установить МРОТ, равный прожиточному минимуму.
3. Для этого обратиться в Законодательное собрание Ростовской области с ходатайством о законодательной инициативе с целью принятия соответствующих федерального и областного законов.

Добавим, что принятие данных законов будет способствовать установлению приемлемого уровня зарплаты, в особенности в бюджетной сфере, и избавит глав администраций и налоговые службы от лишних забот. Многие компании малого бизнеса готовы участвовать в финансово-экономическом обосновании и экспертизе данных законопроектов.

С уважением
группа предпринимателей г. Ростова-на-Дону

Комментарий: С некоторыми из авторов письма мы созвонились и встретились как до их похода «на ковер», так и после. Получив из администрации факсы-телефонограммы, некоторые были настроены решительно: «Не пойду!». Тем более, что при рассылке факсов не в меру ретивые муниципальные служащие взрослых самостоятельных людей отчитывали, как провинившихся школяров. Мы их переубедили. Объяснили, что сходить и выслушать предложения властей нужно.

Сразу отметим: у наших заявителей диалог с муниципальными чиновниками получился конструктивным и обоюдно интересным. Никто предпринимателям не приказывал, не стыдил, не заставлял. Излагали ситуацию так, как она есть, стремились совместными усилиями найти оптимальный выход…

А ситуация, если коротко, такова. Один из основных доходов любого муниципального бюджета (помимо земельного налога и налога на имущество физических лиц) – это налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Иными словами, чем больше «белая» зарплата у работающего населения, тем больше с нее будет уплачено налогов и тем большая их часть «осядет» в местной казне, а не «уплывет» в региональный или федеральный бюджет, откуда их потом попробуй получи обратно. Кроме того, именно с официальной зарплаты платятся взносы в пенсионный фонд, страховые взносы. Поэтому региональные чиновники и требуют с муниципалов: «Собирайте НДФЛ и будете жить хорошо!»
Только вот есть одна загвоздка: действительно, ни федеральное, ни региональное законодательство пока не «привязывает» МРОТ к прожиточному минимуму. Чиновники пытаются «прижать» предпринимателей, чтобы те подняли минимальную зарплату на своих предприятиях, условно говоря, до семи тысяч. А предприниматель пошел грамотный, законы читает. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 198-ФЗ МРОТ на сегодняшний день составляет 1100 рублей в месяц на человека (с 1 сентября по 54-ФЗ от 20.04.2007 – будет 2300 рублей) – меньше платить нельзя. Предприниматель назначает зарплату в полоторы-две, а то и три тысячи, и принудить его платить больше никто по закону права не имеет…

Все мы взрослые люди, и прекрасно понимаем, что разница между этой «белой» и реальной зарплатой выдается человеку «в конверте», без какого бы то ни было госучета и налогообложения. Работник теряет не так уж мало: в пенсионный фонд и в соцстрах идут мизерные отчисления (это потом скажется на размере накопительной части пенсии, на социальных выплатах в случае получения увечья или гибели работника в результате производственной травмы), от этой же «официальной» суммы работодатель может «плясать» при оплате отпускных, больничных, декретных, выходного пособия; из этой же суммы исходят госбанки при принятии решения о выдаче ипотечного или потребительского кредита и т.д. Но хорошую работу с высокой «белой» зарплатой даже высококвалифицированному специалисту сегодня не так-то легко: в госсекторе платят официально, но мало, в малом бизнесе – выше, но «в конверте». Многие выбирают «синицу в руках».

Работодатель, работающий по «серой» схеме, рискует попасть «в немилость» у властей, лишиться права на участие в конкурсах по выполнению муниципального или госзаказа; конкурсах на получение любых форм господдержки (прямые многоцелевые субсидии, субсидирование процентных ставок по кредитам, лизинг, субсидирование экспортной и выставочной деятельности, внедрения передовых технологий, обновления основных средств и т.д.). Он может попасть в негласный «черный список», выбраться откуда будет очень непросто. Но, кроме дополнительных сумм отчислений в бюджеты и внебюджетные фонды, да призрачных шансов на господдержку или госзаказ, полностью «белая» зарплата работодателям практически ничего не дает. И они также выбирают «синицу».

В результате – страдают все: государство, регионы и муниципалитеты, работодатели и работники. Всем им постоянно приходится договариваться между собою, находить какие-то взаимовыгодные формы разрешения проблемы. И они, в каждом регионе – свои, находятся. «ЮФ» с удовольствием вернется к этой теме, чтобы подробнее рассказать о проверенных способах решения данной проблемы на местах. Ждем ваших писем.
Ведущий рубрики Михаил ЗАДОРОВ.

Примечание: мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции!

Автор: Сергей САХАРКОВ