Психолог Валентина Брикайлик объяснила, почему учителя могут не замечать травлю в классе

18/12/2023 - 12:19

На фоне трагедий, базирующихся на историях о травле в школе, часто возникает вопрос к учителям, которые якобы не забили тревогу. Почему педагоги не всегда могут распознать драму в классе, в беседе с «Южным Федеральным» рассказала психолог Валентина Брикайлик, руководитель школы В.Брикайлик, социальный предприниматель, общественный деятель.

ЮФ: Почему учителя могут быть безучастными, когда дети устраивают гонения на одноклассников?

На данный момент в законодательстве нашей страны не фигурирует такое понятие, как буллинг. Но есть статья 282 за возбуждение ненависти либо вражды. Согласно этой статье могут быть уголовно наказуемы такие действия как оскорбления, угрозы, побои, причиненные публично и направленные на то, чтобы вызвать ненависть к объекту их применения.

Что касается школьного буллинга или, если выразиться простым словом - травли, то она может носить очень разный масштаб. И, соответственно, ее видимость для учителя может быть разной.

Очень хорошо заметны такие проявления в младшей школе, где один и тот же учитель находится с детьми весь учебный день. Если педагог внимателен, он хорошо видит дружеские группы детей, их игры, отношения друг к другу и форму взаимодействия. Наладив доверительные отношения с учениками, педагог может получать информацию от них и соотносить с тем, что происходит на виду. Чаще всего выход можно найти на начальном этапе зарождения травли, не допуская какой-то сложной или опасной ситуации. Сейчас любой педагог имеет доступ к большому многообразию материалов и описанию занятий с детьми, направленных на профилактику подобного поведения.

Но, при всем этом, педагог и школа могут мало что делать без родителей. Главная работа происходит в семье. Если, например, отец прививает ребенку позицию «бей первым», то школьные учителя вряд ли смогут научить такого подростка решать конфликты словами.

Работа над устранением любой травли или буллинга должна происходить в крепкой связке педагогов и родителей. А так же, обязательно нужно выявить зачинщиков этого процесса, и проанализировать, какие свои потребности они пытаются закрыть таким деструктивным поведением. Возможно, детям банально не хватает внимания, адреналина, спорта. Такими вопросами занимается психолог, который работает прежде всего с семьей и, в основном, со взрослыми этой семьи.

Автор: Анастасия КУЗНЕЦОВА