Как Иран мог по ошибке сбить украинский лайнер

13/01/2020 - 19:56
Читать u-f.ru на

С тех пор, как Иран признал свою вину в крушении пассажирского лайнера Boeing-737 Международных авиалиний Украины 8 января, мир ломает голову над причинами произошедшего. Заявление иранских властей об ошибке, как о причине трагедии, только добавило вопросов.

Одна из основных задач батареи ПВО состоит в том, чтобы отличать обычные гражданские самолеты от вражеских. Но на фоне приведения Вооруженных сил Ирана в состояние повышенной готовности после того, как Тегеран запустил шквал баллистических ракет по американским базам в Ираке, иранское подразделение ПВО, похоже, действительно допустило роковую ошибку.

Канада была первой страной, заявившей о ракетах, ударивших в самолет. Следом пошли сообщения от США и ряда стран, которые со ссылкой на свои спецслужбы говорили в унисон о совершенном ударе.

Читайте также: Мировые лидеры отреагировали на признание Ираном вины в крушении украинского самолета

Западные разведчики заявляли, что две ракеты были выпущены по авиалайнеру с помощью батареи ПВО российского производства Toр-M1. Эта мобильная система малой дальности способна поражать цели на высоте до 10 км. Установленный на гусеничном транспортном средстве или на грузовике,Toр-M1 может работать в одиночку или с несколькими пусковыми установками, соединенными с командным пунктом.

Правильно функционирующая система имела бы множество средств для идентификации украинского самолета как гражданского судна. Радар должен был показать, что Boeing 737 был на привычной используемой траектории полета на северо-запад от аэропорта. Если бы самолет входил в страну, было бы легче объяснить ошибочное определение самолета как вражеского объекта.

Boeing 737 передавал уникальный идентификационный код транспондера. Если оборудование системы ПВО неисправно, операторы, как правило, смотрят на график движения воздушных судов авиакомпаний. Цель - проверить соответствие появившемуся в небе объекту графику полетов. Но тот рейс Тегеран - Киев был задержан почти на час.

Операторы должны были проверить еще один момент - учесть траекторию и скорость самолета на радаре. И высота, и скорость соответствовали гражданскому авиалайнеру. Судно имело все отличительные черты полета.

Учитывая все вышесказанное, становится очевидным перевес в сторону человеческого фактора. Принятие решений для операторов системы ПВО было отягощено высокой степенью боевой готовности.

Учитывая, что Иран за несколько часов до этого запустил шквал баллистических ракет по двум американским базам в Ираке в отместку за убийство Касема Сулеймани, иранские силы ПВО, вероятно, действовали в ожидании потенциального контрудара. Психологическое давление и усталость, накопленная в течение пяти дней после гибели по факту третьего по силе человека в стране, также сыграли свою роль.

Конечно, окончательные выводы делать все еще рано. Но уже по имеющимся фактам становится понятно, что скорее всего, в гибели 176 человек виновата ужасающая некомпетентность, усталость или нервное перенапряжение операторов иранской системы ПВО.

Источник: 

Южный Федеральный по материалам Forbes

Автор: Камаева Анна