Как меняет геополитическую повестку дня убийство генерала Сулеймани
Соединенные Штаты только что уничтожили один из важнейших символов иранской власти и ее самый эффективный оперативный инструмент в регионе - главу спецподразделения "Кудс" Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерала Касема Сулеймани. Невозможно преувеличить влияние, которым пользовался Сулеймани в те 22 года, когда он командовал силами КСИР.
У него была власть над правительствами и боевыми силами по всему региону. Ближний Восток знает способность Сулеймани влиять на события - от физического присутствия на линии фронта, которое с годами приобрело почти мифическое свойство, до его тихой дипломатии. Для Ирана потеря Сулеймани, особенно для верховного лидера Али Хаменеи, является сокрушительным ударом. У Тегерана не будет иного варианта, кроме как нанести Штатам мощный ответный удар.
Это серьезный акт для администрации Трампа. Ликвидация Касема Сулеймани - самое судьбоносное действие Белого дома на Ближнем Востоке за последние три года - глава "Кудс" был фактически вторым по силе человеком в Иране и самым могущественным в регионе за последние два десятилетия.
Невозможно преувеличить последствия этого события, и даже самые стойкие сторонники Дональда Трампа должны сожалеть об отсутствии вокруг него опытных сотрудников национальной безопасности, способных оспорить его решения и предположения. В течение последних 22 лет Сулеймани был постоянным и жестким противником для США.
Смерть Касема Сулеймани ставит четыре вопроса на геополитическую повестку дня.
1. Откажется ли Иран от своей осторожности? С момента окончания Ирано-иракской войны Тегеран не вступал в открытое противостояние со своими противниками, избрав путь пусть резкой, но дипломатии. Гнев после гибели Сулеймани может спровоцировать отказ Ирана от своей ставшей привычной политики.
2. Как потеря Сулеймани повлияет на иранскую власть? Неслучайно Сулеймани продержался на посту командующего силами "Кудс" 22 года и упоминался даже как возможный наследник верховного лидера. Ни у одного их командующих Ирана нет такой власти и таких обширных связей по всему региону. Его смерть однозначно скажется на расстановке сил внутри страны.
3. Чего пытался добиться Трамп? На протяжении года - с момента, как Роухани отказался от встречи с ним, Трамп не предпринимал настолько отчаянных мер. И вдруг он резко меняет свою политику - наносит удары по объектам в Ираке и убивает Сулеймани. Все это выглядит, как стратегический неслучайный шаг. Пока неясно, отдал ли Трамп этот приказ импульсивно или готовит почву к предстоящим выборам.
4. Есть ли у Белого дома план? Еще полгода назад у Трампа была крепкая команда. Но Болтон ушел, и рядом с американским лидером нет настолько крепкого профессионала, кто мог бы выстроить четкую линию для Штатов. Теперь остается только ждать, осмелится ли Трамп ввязаться в полномасштабную войну без какого-либо точного плана.
Южный Федеральный по материалам Haaretz