Купание парусного коня
Классическая олимпийская дисциплина — конный спорт находится в Ростовской области в удручающем состоянии. Нескольких «гениальных» кадровых решений хватило для того, чтобы практически уничтожить наработанную за долгие годы систему подготовки юных спортсменов.
В одном из сильнейших видов спорта Ростовской области — детско-юношеском конном спорте сложилась катастрофическая ситуация. Профессиональные спортсмены поставлены в такие условия, в которых у них нет возможности не то что плодотворно тренироваться и выступать на соревнованиях, а порой даже просто — существовать.
Деньги — налево, кони — направо
Куда катится детско-юношеский конный спорт и что спровоцировало такую ситуацию на Ростовском ипподроме? Почему конфликтуют между собой два государственных спортивных учреждения? И куда исчезли деньги, выделенные на обеспечение конно-спортивной школы?
Существует мнение, что конный спорт на Дону стал приходить в упадок с момента разделения единой конно-спортивной школы на базе ГУ РО «ЦСП № 3» (Государственное учреждение Ростовской области «Центр спортивной подготовки № 3») и СДЮСШОР (специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва).
Разделение привело к тому, что детская школа осталась с деньгами, но без конной и материально-технической баз, а Центру спортивной подготовки досталась база без финансирования.
Единственное, что теперь роднит две этих школы, подведомственные министерству физкультуры и спорта Ростовской области, — масштабы допущенных нарушений (включая нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств), которые просто шокируют тренеров и спортсменов.
Из разговоров с тренерами детско-юношеской школы и ЦСП № 3 можно сделать вывод, что конфликт между руководством Центра спортивной подготовки № 3 и СДЮСШОР-22 приводит только к усугублению и без того сложной ситуации. Хотя Центр не может функционировать без продуктивного сотрудничества со школой олимпийского резерва, так как она выступает своеобразной «кузницей спортсменов» для Центра.
Раньше в школе существовала отлаженная система подготовки всадников и лошадей, здесь работали тренеры, такие, как заслуженный тренер СССР А.А. Жагоров, П.С. Деев, Ю.Г. Сальников, В.К. Асмаев, которые вырастили не одну плеяду талантливых и известных спортсменов, успешно выступавших на чемпионатах России и Европы, олимпиадах и других российских и зарубежных соревнованиях. Последние годы директором школы был олимпийский чемпион Юрий Сальников, который пытался удержать детско-юношеский конный спорт в Ростове-на-Дону от окончательного распада, но ушел с должности директора по собственному желанию, устав от безрезультатности попыток исправить ситуацию.
Не выплывем — потонем
Организация профессиональных занятий различными видами спорта претерпевала изменения. В спортивных школах стали одновременно функционировать отделения по разным видам спорта. И, даже несмотря на это, при грамотном руководстве и четко установленном плане подготовки можно было обеспечить продуктивную работу и успешный тренировочный процесс, говорят профессионалы. Но, по решению министерства физкультуры и спорта Ростовской области, детская конно-спортивная школа была включена в состав СДЮСШОР № 22, специализацией которой является плавание, в том числе и синхронное, а её директором является первый вице-президент федерации плавания в г. Ростове-на-Дону Леонид Фомин. О том, насколько президент федерации плавания разбирается в лошадях и конном спорте, можно догадываться.
В свою очередь директором ЦСП-3 был назначен Игорь Зузуля, тренер-преподаватель по парусному спорту, опять же, имеющий к конному спорту весьма отдаленное отношение.
Результаты этого «кадрового креатива» министерства спорта сейчас можно наблюдать во всей красе. Как положено, первыми от непрофессионализма руководства ГУ «ЦСП № 3» и СДЮСШОР-22 страдают дети. Туалет находится на улице, отсутствует элементарная возможность вымыть руки (что говорит о несоответствии спортивных объектов санитарно-гигиеническим нормам), зимой занятия проводятся в промерзлом неотапливаемом манеже, где находиться более 15—20 минут просто опасно для здоровья как людей, так и лошадей.
Предпринимаются ли руководством хоть какие-нибудь меры по поддержанию в школе условий, позволяющих осуществлять спортивную деятельность на приемлемом уровне? Судя по всему, нет. Состояние конюшен, манежа и инвентаря, которым пользуются дети, не соответствует требованиям технического стандарта. Нет обслуживающего персонала, выполняющего работу по уходу за лошадьми, и дети вынуждены сами обслуживать животных. В холодное время года юные спортсмены, фактически выполняя работу конюхов, по полдня проводят в неотапливаемой, продуваемой конюшне, ремонт в которой не проводился с момента её постройки, то есть двадцать лет.
Ещё одна проблема — это отсутствие лошадей, соответствующих уровню развития детского конного спорта в России. Животных уже давно перестали привозить, объясняя сей факт якобы отсутствием денег. В школе убеждены, что финансирование учебного заведения ведется, но куда уходят выделяемые деньги, никто не знает. Что касается квалификации тренеров и других работников школы, то для ее красочного описания достаточно констатации одного факта: зарплата тренера составляет порядка четырех с половиной тысяч рублей, что в нынешних условиях эквивалентно примерно 30 бутылкам недорогой водки...
Дарья МОИСЕЕВА