Генпрокуратура оправдываетс перед организацией СЕ «Группа стран против коррупции»

12/07/2010 - 09:44
Подпишитесь на ЮФ на

Генпрокуратура направила в организацию Совета Европы «Группа стран против коррупции» («Греко») отчет, как Россия исполнила 26 рекомендаций, выданных ей европейскими экспертами в декабре 2008 г. после двух раундов проверки, рассказал «Ведомостям» чиновник Кремля и подтвердил исполнительный секретарь «Греко» Вольфганг Рау. К осени эксперты «Греко» изучат его и на 49-й сессии организации в ноябре дадут оценку усилиям российского руководства по борьбе с коррупцией в стране.

Из проекта отчета (есть в распоряжении «Ведомостей») следует, что только 12 рекомендаций было исполнено полностью: приняты план и стратегия по борьбе с коррупцией, принят закон «О противодействии коррупции», расширены возможности участия общественников в президентском антикоррупционном совете, установлены критерии приема на работу прокуроров, судьи получили право оспаривать решения об увольнении, расширены возможности по доступу граждан к информации по деятельности судов и госорганов, введены публичные отчеты чиновников и правоохранителей, в ведомствах созданы комиссии по конфликту интересов.
Иностранные инвесторы смирились с российской коррупцией
Коррупция и бюрократия — главные проблемы для бизнеса в России, считают представители 127 компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса (АЕВ). Их для доклада «Стратегии и перспективы компаний АЕВ» опросила немецкая Droege & Comp.

Борьба властей с взятками не снижает масштабы коррупции — они выросли и достигли критического уровня, констатируют инвесторы. Большинство бизнесменов не верит в улучшение ситуации и в ближайшие 2-3 года. Но коррупция не снижает привлекательность России: 80% зарубежных компаний обещают увеличить инвестиции.
Для чиновников, жульничающих при проведении госзакупок, может быть введена отдельная уголовная ответственность. Подготовить предложения по таким поправкам поручил президентский совет по борьбе с коррупцией

Не исполнено шесть рекомендаций, восемь выполнено частично. Не созданы административные суды для обжалования действий органов власти. Генпрокуратура признает, что закон, внесенный в Госдуму еще в 2000 г., не проходит из-за противодействия правительства и администрации президента, но в целом отсутствие специального закона не препятствует эффективной защите нарушенных прав граждан в судах общей юрисдикции. Законопроект, упомянутый в отчете, внесен Верховным судом и на волне борьбы с коррупцией в 2008 г. был принят в первом чтении. В отзыве правительства указывается, что необходима проработка регламентации вопроса о подсудности дел и списка госорганов, действия которых могут быть оспорены в суде. Вопрос этот давно дискутируется и упирается в решение множества организационных, кадровых и финансовых проблем, говорит председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин.

Не сокращен список лиц, пользующихся иммунитетом от уголовного преследования. Впрочем, Генпрокуратура сообщает, что антикоррупционным президентским пакетом в 2008 г. были практически лишены неприкосновенности прокуроры, следователи, региональные депутаты: единственной привилегией, гарантирующей им защиту от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, осталось требование возбуждения дел вышестоящими руководителями следственных органов. Кроме того, президент Дмитрий Медведев упростил порядок возбуждения дел против депутата, сенатора, судьи и прокурора — теперь не нужно разрешение коллегии судей. Но зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков считает эту рекомендацию неисполненной: президентские поправки не сокращают числа категорий лиц, имеющих особый правовой статус (статья 447 УПК, где они перечисляются, в нем даже не упоминается), а слегка упрощают «особый порядок», который существует в их отношении. Депутат предлагает лишить иммунитета прокуроров, следователей, адвокатов и членов избирательных комиссий.

Не введен запрет на подарки для чиновников. В оправдание прокуроры написали, что разработали соответствующие поправки в статью 575 Гражданского кодекса, разрешающие чиновникам оставлять у себя подарки стоимостью до 3000 руб., остальные же закон о госслужбе обязывает сдавать в аппарат ведомства. Поскольку порядок с 2008 г. так и не был разработан, эта норма не действует, поясняет Гришанков. «Совершенно невозможно представить, что эта норма заработает, например, на Кавказе. Подарки в отличие от взяток не являются серьезной проблемой», — сомневается в необходимости такого изменения чиновник Кремля.

Не расширено число коррупционных статей, по которым в качестве меры наказания может применяться конфискация имущества. В докладе сообщается, что по этому вопросу запасено целых два проекта.

Прокуроры предлагают изымать имущество по статьям о мошенничестве, присвоении или растрате, легализации нажитых преступным путем средств и коммерческом подкупе, а также даче взятки, а Минюст — за легализацию, злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки.

Также не разграничена подследственность по коррупционным делам. Поправками к статье 151 УПК предполагается закрепить за Следственным комитетом при прокуратуре основной фронт борьбы со взяточниками, кроме тех случаев, когда МВД выявляет факты дачи или получения взятки в ходе своих расследований, сообщила Генпрокуратура. По словам чиновника Кремля, вовремя это не удалось сделать из-за споров правоохранителей за полномочия и отсутствия политической воли их прекратить.

По словам чиновника администрации президента, по коррупции вносить в ближайшее время никаких законопроектов не планируется, единственное, что еще из пунктов «Греко» может быть выполнено уже после отправки отчета, — может быть принят кодекс этики для госслужащих: 14 июля президент намерен заявить о внесении его в Госдуму на совещании с руководителями региональных заксобраний.

Россией исполнено около половины рекомендаций «Греко», по остальным, если так можно выразиться, «схитрили», говорит член президентского совета по развитию гражданского общества, руководитель российского отделения Transparency International Елена Панфилова. Иногда это позволяют сделать нечеткие формулировки рекомендаций, такие как «пересмотреть положения, лежащие в основе существующих процедур снятия иммунитета».

Мы рискуем получить неудовлетворительную оценку, так как «Греко» не интересуют обещания, сказал чиновник, близкий к президентскому совету по борьбе с коррупцией: по сложившейся практике рассмотрения таких отчетов Россия для этого должна защитить выполнение ею как минимум 18 рекомендаций.

Назвать точную цифру рекомендаций, невыполнение которых может повлечь санкции, нельзя, говорит Рау: «Заключение выносится по каждой конкретной рекомендации. В итоге формируется общая картина, на основе которой составляются дальнейшие решения «Греко». Если ситуация в стране признается в целом неудовлетворительной, может быть предложена специальная процедура, например сокращены сроки (обычно 18 месяцев) представления следующего отчета по выполнению рекомендаций. Но главное, говорит Рау, что и отчет, и рекомендации группы предаются широкой огласке.

Генпрокуратура комментировать отчет отказалась.

Иностранные инвесторы смирились с российской коррупцией
Коррупция и бюрократия — главные проблемы для бизнеса в России, считают представители 127 компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса (АЕВ). Их для доклада «Стратегии и перспективы компаний АЕВ» опросила немецкая Droege & Comp.

Борьба властей с взятками не снижает масштабы коррупции — они выросли и достигли критического уровня, констатируют инвесторы. Большинство бизнесменов не верит в улучшение ситуации и в ближайшие 2-3 года. Но коррупция не снижает привлекательность России: 80% зарубежных компаний обещают увеличить инвестиции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучает целесообразность введения «прямых уголовных составов» для чиновников за нарушение законодательства о госзаказе, рассказал вчера ее руководитель Игорь Артемьев. Он считает возможным ввести уголовную ответственность за неоднократные нарушения при госзакупках (цитата по «Прайм-ТАСС»).

Дополнить Уголовный кодекс новыми составами преступлений ФАС предложила на заседании президиума совета по борьбе с коррупцией 2 июня, рассказал начальник управления службы Михаил Евраев. По его словам, президиум поручил Генпрокуратуре и Государственно-правовому управлению (ГПУ) президента вместе с Верховным судом проработать до 1 сентября возможность введения таких составов.

В ГПУ этим не занимаются, говорит сотрудник администрации президента: предложения готовит Генпрокуратура вместе с Минэкономразвития. Вопрос очень трудный, согласовать его будет нелегко, замечает он. Министерство пока прорабатывает вопрос, рассказала замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе. Представители Генпрокуратуры и Верховного суда не смогли пояснить, готовы ли предложения.

Генпрокуратура, по ее данным, выявила в 2009 г. более 15 000 нарушений закона о госзакупках, возбудив 105 уголовных дел. Сколько фигурантов дел было приговорено к реальному лишению свободы, Генпрокуратура не сообщает. В большинстве случаев речь идет о замечаниях или предписаниях об устранении нарушений. Так, в конце июня Генпрокуратура сделала замечания двум руководителям региональных отделений ФСФР — Олегу Чупалову и Сергею Кожевникову. Список нарушений был внушительным: например, победителями тендеров признавались участники, заявки которых не соответствовали условиям закупок, они проводились без заключения госконтрактов. Представитель ФСФР не стал комментировать возможное введение специальных уголовных составов.

Сейчас составы преступлений, имеющих отношение к госзаказу, — это превышение должностных полномочий, мошенничество, дача взятки, объясняет Евраев. Уголовных дел мало, говорит он: правоохранительные органы ищут в действиях чиновника корысть, а если, например, в компании, выигравшей тендер, не работают его родственники, то дело, как правило, не возбуждается.

Появление прямых составов во многом решит проблему, надеется Евраев. По его мнению, они могут касаться преднамеренных действий по устранению конкуренции на торгах. Например, когда чиновник незаконно отстраняет участников тендера, не исполняет предписание ФАС и в нарушение закона подписывает контракт. Так, Главное управление строительства автомобильных дорог Нижегородской области в 2008 г. при проведении тендера на строительство дороги ценой 6,37 млрд руб. проигнорировало запрет ФАС на заключение контракта. Позднее служба признала конкурс недействительным, суды поддержали ФАС, но результаты конкурса отменены не были.

Непонятно, как будет определяться ответственный за преступление, говорит чиновник федерального ведомства, занимающийся закупками: на сайте госзакупок информацию размещает один чиновник, разрабатывает документацию другой, а решение по победителю конкурса принимает целая комиссия. Возрастет и давление со стороны проигравших поставщиков, опасается он: если за любую ошибку в отношении чиновников можно будет возбудить уголовное дело, их начнут шантажировать.

Если в Уголовном кодексе появятся специальные составы, то правоохранительным органам станет труднее отклонять жалобы на действия чиновников, уверен партнер юркомпании «Правовой департамент» Дмитрий Дмитриев: сейчас прокуратура часто даже не рассматривает жалобы, перенаправляя их в ФАС. Так, его жалобу на закупку питания для ростовских больниц московские прокуроры отказались рассматривать, сославшись на то, что не имеют права проводить проверку по закону о госзакупках. ФАС же может вынести только предписания, которых чиновники не боятся (см. врез), замечает он.
Максимальный штраф, грозящий чиновнику за нарушения правил закона о госзакупках, – 50 000 руб. (по Кодексу об административных правонарушениях). Не предусмотрена даже дисквалификация.

Автор: Сергей САХАРКОВ