Встреча полпреда СКФО Александра Хлопонина с атаманами верхнекубанского казачества

21/04/2010 - 13:01

Утром 21 апреля 2010 года на территорию Карачаево-Черкесской Республики с ознакомительным визитом прибыл Заместитель председателя Правительства Российской Федерации, Полномочный представитель Президента Российской Федерации во вновь образованном Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) А.Г. Хлопонин. В ходе визита Александра Геннадиевича в КЧР, запланировано посещение им одного из наиболее проблемных районов республики – Зеленчукского. В данном районе с компактным проживанием казаков, богатом казачьими традициями, А.Хлопонин намерен был встретиться с хуторскими и станичными атаманами не только собственно Зеленчукского района, но также и с атаманами всего Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска, ведущего свою деятельность в границах Карачаево-Черкесской Республики. Планировалась встреча в здании Правления районного казачьего общества, расположенного в станице Зеленчукской, административном центре одноименного района. На встрече предполагалось присутствие руководства Баталпашинского казачьего отдела ККВ (БКО ККВ) и до 30 казачьих атаманов.
Однако видимо руководство КЧР испытывает заметное беспокойство результатом встречи Хлопонина с представителями верхнекубанского казачества, которому есть что сказать полпреду, а Александр Геннадиевич видимо обладает серьезным дефицитом времени, отпущенным на поездку по КЧР, поэтому первоначальный план визита в Зеленчукский район был серьезно скорректирован. В новом варианте, во второй половине дня 21 апреля, предполагается встреча полпреда Президента РФ в СКФО в актовом зале районной администрации станице Зеленчукской уже только с Атаманом БКО ККВ, районным атаманом Зеленчукского района, атаманом станицы Зеленчукской и Атаманом Баталпашинского городского казачьего общества (г.Черкесск, столица КЧР), а также с более чем тремя десятком приглашенных граждан не являющихся казаками. На встречу отводится один час. Более чем немного, для ознакомления с многочисленными проблемами верхнекубанского казачества в контексте общих проблем района и республики, тем более что речь пойдет об организации государственной службы казаков на территории КЧР.
Проведенный анализ состояния дел в области организации государственной службы верхнекубанского казачества на территории Карачаево-Черкесской Республики проходящей в рамках деятельности Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска (БКО ККВ), позволяет с уверенностью констатировать серьезное ухудшение потенциальных возможностей для организации государственной службы казаков на территории КЧР. В первую очередь это связано с ликвидацией целого ряда государственных и иных должностей занимающих представителями верхнекубанского казачества в структурах органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и муниципальных образований, с компактным проживаниям казаков, ведущих свою деятельность на её территории.
В первую очередь следует отметить потерю верхнекубанскими казаками в Федеральном Собрании РФ, в её нижней палате - Государственной Думе РФ (прежнее название – Верховный Совет), места депутата от КЧР, которое в начале 90-х годов двадцатого столетия занимал казак Стригин, исчезнувший при невыясненных обстоятельствах вместе с водителем и машиной на территории КЧР. Депутатов от казаков КЧР в настоящее время в Федеральном Собрании РФ нет, хотя представители федерального центра после межнационального конфликта 1999 года авторитетно обещали руководителям общественных организаций русского и казачьего населения принять меры к осуществлению ротации по национальной принадлежности представителей КЧР в верхней палате ФС РФ - Совете Федераций. Что в последствии должно было бы обеспечить представительство русско-казачьего населения в составе сенаторов от КЧР в палате представителей.
В Народном Собрании (Парламенте) КЧР казаками утрачена должность Консультанта (фактически Советника Председателя НС КЧР) по национальной политике и реабилитации репрессированных народов занимающегося реабилитацией верхнекубанского казачества. Именно данный специалист запустил механизм становления структур организующих госслужбу казаков на территории КЧР. В настоящее время из федерального центра серьезно увеличился поток законодательных актов регулирующих деятельность российского казачества и организацию госслужбы казаков. Однако в Парламенте КЧР заниматься их адаптацией к местным условиям некому, так как фактически в представительном и законодательном органе КЧР не осталось ни одного казачьего депутата. Ранее количество депутатов НС КЧР из числа казаков доходило до десятка человек. Депутатом парламента избирался и Атаман отдела (Ляшенко).
В Муниципальных законодательных органах власти КЧР ранее постоянно находилось по несколько представителей казаков - в районных, городских думах и думах муниципальных образований. В настоящее время фактически нет депутатов, заявляющих о своей принадлежности верхнекубанскому казачеству, пожалуй, за исключением представителя казаков в Черкесской городской Думе (Атаман БГКО БКО ККВ).
Представители казаков входили и в состав Карачаево-Черкесской республиканской избирательной комиссии. Теперь их там нет.
В Совете Безопасности КЧР находилось два специалиста занимающихся проблематикой верхнекубанского казачества (один из них бывший депутат Госдумы РФ). В настоящее время данный орган ликвидирован.
В Министерстве по делам национальностей Российской Федерации, а затем в Министерстве по делам федерации и национальностей РФ, в которых ранее, находилась руководящая структура всего реестрового казачества России, замыкающаяся на Правительство РФ, из числа верхнекубанских казаков назначался Представитель Министерства в Карачаево-Черкесской Республики. В настоящее время должность ликвидирована.
В структуре Администрации Главы/Президента КЧР, для организации и координации государственной службы казаков на территории КЧР, было создано Управление по делам казачества при Президенте КЧР. Данное управление неоднократно низводили до уровня отдела. В настоящее время, сохранив название «управление», фактически по штатному составу оно в лучшем случае представляет из себя сектор - начальник управления, ведущий специалист, бухгалтер. Количество кабинетов сокращено до одного.
В этой связи следует отметить тот факт, что помещения, ранее выделенные руководству БКО ККВ для организации несения государственной службы, подготовки допризывной казачьей молодежи и заседаний Правления БКО ККВ в Республиканской филармонии (2 комнаты) и в кинотеатре «Россия» (4 комнаты) в столице КЧР, г. Черкесске, под разными предлогами, в настоящее время также изъяты. Строительство помещения для занятий спортом казачьей молодежи в г. Черкесске (на территории «Зеленого острова») заморожено из-за отсутствия финансирования.
Ранее занимаемая представителями казаков должность Советника Главы/Президента КЧР по делам казачества ныне ликвидирована.
Верхнекубанские казаки, как вошедшие в государственный реестр, так и не вошедшие в него, проведя на всей территории Карачаево-Черкесии круги и собрания в своих хуторских, станичных, районных и городских организациях обратились к руководству КЧР с ходатайством о занятии поста Вице-президента КЧР Атаманом БКО ККВ. Данное решение, принятое казачьими обществами БКО ККВ, поддержал также целый ряд не казачьих общественных организаций КЧР, однако данное ходатайство было проигнорировано. Более того в настоящее время пост вице-президента КЧР ликвидирован, хотя эта должность была создана именно для представителей русского и казачьего населения республики в качестве «компенсации» за потерю поста Председателя Правительства КЧР. Эту должность, которую занимал этнический русский, федеральный центр, для урегулирования межэтнического противостояния в республике в конце XX начале XXI века передал представителю черкесского этноса, а для сохранения баланса в исполнительной ветви власти республики инициировал создание поста вице-президента КЧР. Нынешнее руководство КЧР, предав забвению достигнутые договоренности, вновь спровоцировало обострение общественно-политической обстановки в Карачаево-Черкесии, которое, при непринятии оперативных мер, грозит перерасти в очередное межэтническое противостояние народов.
Верхнекубанские казаки, с момента создания на территории КЧР государственного казачьего реестра, добились такого положения, что их представители в Администрациях муниципальных районов и городов в местах компактного проживания казаков (г. Черкесск, Зеленчукский район, Урупский район, Усть-Джегутинский район, Прикубанский район) находились в должностях заместителей Глав районов и городов КЧР. Позднее, с одобрения Президента КЧР М.Батдыева, было принято решение Администрацией Президента КЧР о дополнительном введении подобных должностей еще в двух районах республики с компактным проживанием казаков. Однако принятое решение так и не было реализовано, а заместители Глав районов и городов по делам казачества были низведены до уровня простых исполнителей (в основном до уровня ведущих и главных специалистов) не принимающих самостоятельных решений. Лишь в г. Черкесске должность оставлена рангом несколько выше – советник. Однако её, в нарушение закона о государственной и муниципальной службе, замещает глубокий пенсионер, разменявший восьмой десяток лет и месяцами не выходящий на работу.
Данные должностные лица должны были восстановить незаконно упраздненное казачье самоуправление, в первую очередь на уровне муниципальных образований КЧР, восстановить управление Баталпашинским казачьим отделом, и организовать государственную службу реестровых казаков республики, взявших на себя обязательства по несению государственной службы, по обозначенным федеральным центром направлениям деятельности.
Созданный в столице КЧР г. Черкесске Совет по делам казачества при Главе г.Черкесска в настоящее время ликвидирован.
В Правительстве Карачаево-Черкесской Республики неоднократно ставился вопрос о закреплении на постоянной основе поста Заместителя Председателя Правительства КЧР за казачьим представителем БКО ККВ, подобно существующей практике закрепления этих постов за представителями других наиболее многочисленных народов республики. Такое решение, принятое казачьими обществами БКО ККВ, поддержал целый ряд не казачьих общественных организаций КЧР. Это решение было озвучено на Съезде русского народа КЧР в драматическом театре г. Черкесска. Однако данное требование руководством республики было проигнорировано, хотя оно традиционно осуществляется в отношении представителей иных этносов КЧР.
Ранее представитель верхнекубанского казачества занимал должность Управляющего делами Главы и Правительства КЧР. В настоящее время для казаков данный пост утрачен.
В Министерстве по делам национальностей КЧР, ранее пост министра занимала представительница верхнекубанских казаков, а для решения вопросов связанных с проблематикой верхнекубанского казачества, была закреплена должность главного специалиста по делам казачества. В настоящее время должность не существует, а должность министра вакантна.
Для Министерства образования КЧР учеными Казачьего отдела Института Гуманитарных исследований при правительстве КЧР (ИГИ КЧР) и методистами РИПКРО КЧР занимающимися казачьей проблематикой в школьных и дошкольных учреждениях республики были разработаны методические пособия для преподавания в средних школах республики казачьих разделов по курсу «История, литература, культура Народов КЧР». Написаны соответствующие разделы учебников по данному курсу. Начато преподавание в отдельных школах республики. В ряде детских садов КЧР созданы специализированные казачьи программы по обучению малышей казачьей истории и традициям (казачьи горницы). В Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников народного образования (РИПКРО КЧР) была отлажена методическая подготовка учителей, работающих по казачьей тематике, и по этому направлению введена должность методиста. В настоящее время созданная единая система обучения полностью разрушена. Казачий отдел в ИГИ КЧР ликвидирован, должность методиста по казачеству в РИПКРО КЧР сокращена. В Институте гуманитарных исследований при правительстве КЧР также сокращена должность Заведующего отделом фольклора занимаемая представительницей верхнекубанских казаков.
Ранее была опробована и применена методика представления казаков, проживающих в Карачаево-Черкесии, к Государственным наградам РФ и КЧР. Так Л.Фетисова, бывшая сотрудница казачьего отдела ИГИ и методист РИПКРО, занимающаяся внедрением казачьей традиций в детских садах КЧР, была представлена структурным подразделением БКО ККВ, Баталпашинским городским казачьим обществом (БГКО), к званию «Заслуженный работник народного образования КЧР». Несмотря на сопротивление властей КЧР, стремящихся не допустить создания прецедента награждения по представлению казачьими структурами, звание Фетисовой было присвоено (потребовалось вмешательство Совета Федераций РФ). БГКО совместно с Русской общиной КЧР и г. Черкесска устроил Л.Фетисовой публичное общественное чествование в актовом зале РИПКРО, а затем банкет, что вызвало широкий общественный резонанс. Однако в последствии подобные попытки, предпринимаемые в этом направлении верхнекубанским казачеством, успешно блокировались.
Министерством культуры КЧР в прошлом оказывалась материальная помощь творческим казачьим коллективам - от муниципального «Казачьего хора» в г. Черкесске, до детских станичных и хуторских. Случалось, что представители казаков «попадали» на должности муниципальных служащих в районных администрациях республики с направлением деятельности в области культуры. Так, например, руководитель детского казачьего хора «Жемчужинка» был поставлен на должность начальника отдела культуры в Урупском районе КЧР. Были разработаны слова и музыка гимна БКО ККВ. Однако серьезного творческого казачьего коллектива, подобного национальным коллективам, имеющим поддержку в масштабах республики, создано не было.
Несмотря на неоднократные обращения верхнекубанских казаков к руководству республики, с момента начала возрождения казачества на территории КЧР, вот уже более двух десятков лет игнорируются требования казаков о создании казачьего печатного органа подобного имеющимся печатным республиканским СМИ карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев, финансируемых из бюджетов исполнительной и законодательной ветвей власти КЧР. В общереспубликанском официальном печатном органе - газете «День Республики» ранее выходил вкладыш с материалами по проблематики русско-казачьего населения КЧР. Однако позже вкладыш был ликвидирован. В Зеленчукском районе КЧР выходила газета районного масштаба, финансируемая районной администрацией и частично РОО «Русская община КЧР» – «Казачий вестник». Выходила газета «Баталпашинские ведомости» форматом А3, с числом полос от 2-х до 12-и, финансируемая - частично Администрацией г. Черкесске, частично БГКО ККВ и РОО «Русская община КЧР». Выходила республиканская газета «Русская Община» (тиражом от 5 тыс. до 40 тысяч экземпляров), где регулярно отражалась казачья тематика. К настоящему времени эти газеты ликвидированы. Верхнекубанские казаки, опираясь на ФЗ «О реабилитации репрессированных народов», обращались также и в федеральный центр о содействии в издании на территории КЧР печатного органа казаков БКО ККВ, финансируемого из бюджета, как и у других этносов КЧР, а также об издании детского журнала «Казачок», но безуспешно.
В ГТРК «Карачаево-Черкесия», на радио и телевидении, непродолжительное время в еженедельном режиме выходили передачи посвященные проблематике казачества. Однако в настоящее время на постоянной основе такого вещания нет, при том, что субъектообразующим этносам Карачаево-Черкесии выделены и закреплены строго определенные часы эфира.
В Военном комиссариате КЧР в середине 90-х годов прошлого века представитель казаков БКО ККВ находился в ранге заместителя Республиканской военно-врачебной комиссии. Было организовано взаимодействие военкомата и казачьих обществ по допризывной подготовке казачьей молодежи, разработана совместная двухгодичная программа подготовка казаков-допризывников. В эту программу, кроме чисто военных дисциплин, входила и горная подготовка допризывников. Организовывались палаточные лагеря в горах, где занимались специализированной военной подготовкой, восхождениями к перевалам и на горные хребты – к местам боев во время ВОВ. Представитель казаков, отвечающий за обучение казачьих допризывников, прошел трехмесячную стажировку в горном центре Северокавказского военного округа в г. Владикавказе. Проводилась спецподготовка казачьей молодежи на базе Учебного центра МЧС - прыжки с парашютом, военно-спортивное единоборство, прикладные виды спорта, альпинизм, горный туризм. Казачья молодежь вывозилась в специализированные лагеря по подготовке инструкторов горного туризма (в г. Пятигорск на горе Машук) и на сборы в палаточные лагеря в горах КЧР, организуемые Георгиевским и Ставропольским ЦДЮТ, военным комиссариатом КЧР, профсоюзами КЧР. Прошедшие подготовку казаки направлялись служить в казачьи части вооруженных сил страны. В настоящее время, полномасштабная двухгодичная военная подготовка казаков-допризывников, согласованная с военным комиссаром КЧР, проходящая на базе военного комиссариата КЧР, а также на базе Учебного центра МЧС, прекращена. Сложившаяся единая система подготовки допризывной казачьей молодежи разрушена. Сохраняется лишь военно-спортивное направление подготовки молодых казаков.
Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казаков на территории КЧР не выполняется. В нарушение ранее достигнутых между народами республики договоренностей о Моратории на пересмотр внутренних границ КЧР, на территории Карачаево-Черкесии продолжают создаваться новые, чисто национальные районы. Депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР в начале XXI века приостановили действие моратория и в дополнение к уже существующим Карачаевскому и Малокарачаевскому районам, г Карачаевску, г. Черкесску созданы Абазинский и Ногайский районы, лоббируется создание Адыгского района. Этот процесс идет с использованием исконных казачьих земель территории бывшего Баталпашинского казачьего отдела, незаконно ликвидированного в 20-х годах прошлого века. При этом всячески блокируются попытки восстановления Баталпашинского (Русского) района не законно ликвидированного в 30-х годах двадцатого столетия в рамках политических репрессий в отношении казачества. Исторические названия казачьим станицам не возвращаются. К примеру, станица Баталпашинская продолжает именоваться Черкесском. Здания, построенные на деньги казаков и незаконно изъятые, не возвращаются (к примеру, здание Республиканской филармонии в г. Черкесске).
Казачьи и русские общественные организации многие годы добились решения о восстановлении Кафедрального собора в ст. Баталпашинской (г. Черкесск) преступно уничтоженного в советское время. Однако Кафедральный собор, построенный на собранные казачьи деньги, взорванный в 30 годы двадцатого столетия, в нарушение ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» восстанавливается не на месте своего исторического нахождения в сквере перед фасадом Дома Правительства КЧР. В следствии чего, этот восстанавливаемый объект, имеющий для верхнекубанских казаков знаковое значение, лишен на этом основании государственного финансирования из федерального бюджета.
Верхнекубанские казаки не замыкаются только на проблематике своей этно-социальной группы. Казаки неустанно пытаются содействовать созданию механизма, позволяющему предотвращать на территории КЧР возникновение масштабных зон с высоким конфликтогенным потенциалом, грозящих перерасти в межэтническое противостояние народов, как это уже не раз случалось в истории Карачаево-Черкесии. Так в 2006-2007 гг., с целью координации усилий общественных организаций Карачаево-Черкесской Республики в деле построения гражданского общества республики, цивилизованному снятию возникающих противоречий между народами, проживающими на территории Карачаево-Черкесии, предотвращению межнациональных противостояний, казаками Баталпашинского городского казачьего общества (БГКО БКО ККВ) и членами РОО «Русская община КЧР» был разработан пакет документов и проведены публичные мероприятия по созданию Общественной палаты Карачаево-Черкесской Респуьлики. М. Батдыев, на тот момент Президент КЧР, публично одобрил эту инициативу. Была создана инициативная группа из 20 человек представителей гражданского общества республики, прошедших демократичные выборы на своих собраниях и конференциях. Эти делегаты выбрали рабочий орган (из 4 человек во главе с А.А. Урусовым), призванный координировать процесс довыборов членов Общественной палаты КЧР и юридического её оформления. Однако власти КЧР поспешили «перехватить инициативу» и создали Общественный совет при Президенте КЧР, подменяющий этот важнейший орган общественного контроля. В результате общественность КЧР не признала данное квазидемократическое образование и его легитимность, что не замедлило негативно сказаться в момент очередного обострения общественно-политической обстановки в КЧР в 2009-2010 гг. Недовольные национальной политикой нынешнего руководства КЧР, руководители национальных общественных организаций республики создали «Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики», куда вошло по одному представителю от каждого народа КЧР и представляющих их национальных общественных организаций – «Адыгее-Хасэ» (черкесы), «Абаза» (абазины), «Русь» (русские), «Берлик» (ногайцы), «Кали-Архи» (греки), «Масис» (армяне), «Лаба» (осетины). Создание Координационного совета направлено на поиск путей консолидации народов КЧР, недопущения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях. Представители карачаевских национальных организаций КЧР и их Координационный комитет, находящиеся на другом полюсе возникшего противостояния, отказались от участия в работе Координационного совета национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики. Секретариат РОД «Русь», председатель которой Н.Хохлачев, возглавляет «Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики», со страниц печатного органа Карачаево-Черкесского регионального общественного движения «Русь» («Русь» №2 (14) от 8 апреля 2010 года), в статье «Все кроме карачаевцев», недвусмысленно указал: «Свою деятельность в составе созданного Координационного Совета Президиум РОД «Русь» будет активно проводить вплоть до создания Общественной Палаты Карачаево-Черкесской Республики».
Данные события указывают на политическую зрелость лидеров как реестрового, так и не реестрового казачества в Карачаево-Черкесии, потенциал которого в полной мере не востребован.

Андрей Гудимов, информационно-аналитический центр "Южный Федеральный"

21.04.2010

Автор: Сергей САХАРКОВ