Политический дневник. Судьба вахтовика.
Две недели назад Президент Дмитрий Медведев поставил наконец точку в вопросе о том, кто возглавит новый Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), о необходимости создания которого было заявлено в ноябре 2009 года во втором Послании Федеральному Собранию РФ.
Должность полномочного представителя Президента в этом округе в статусе вице-премьера российского Правительства занял теперь уже бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Не всем наблюдателям это назначение показалось логичным, хотя мотивы выбора Президента достаточно понятны: на Северный Кавказ делегирован не генерал, а успешный менеджер с хорошим экономическим образованием и солидным опытом практической деятельности. Следовательно, отныне главный акцент будет делаться не на силовые методы стабилизации ситуации, а на решение социально-экономических проблем, наиболее острых в этом неспокойном регионе.
Первые интервью нового вице-премьера подтвердили эти предположения: Александр Хлопонин несколько раз дал понять, что будет делать ставку на экономику и активно привлекать к сотрудничеству молодежь, невостребованность которой толкает ее на экстремистские действия. Вместе с тем стабилизация ситуации в регионе не исключает использования также военных и силовых методов. Своеобразной столицей нового федерального округа станет Пятигорск, где руководитель Президентской Администрации Сергей Нарышкин уже представил нового высокого начальника главам северокавказских республик.
Совмещение Александром.Хлопониным двух высоких должностей представляет собой особенный случай в кадровой политике Кремля последних лет. Сам Дмитрий Медведев назвал его позицию «уникальной», подчеркнув, что в руках нового вице-премьера будут и полномочия экономического порядка, полномочия, связанные с исполнительно-распорядительной деятельностью Правительства России, а с другой стороны - полномочия, связанные с исполнением обязанностей президентской вертикали. Иными словами, это те полномочия, которые традиционно принадлежат представителю Президента в федеральном округе: по кадрам, по работе с силовыми и правоохранительными структурами и по всем другим вопросам, отнесенным к ведению полномочного представителя.
Вместе с тем наблюдатели сразу же обратили внимание на то, что не все вопросы здесь прояснены.
В частности, на совещании по развитию Северо-Кавказского федерального округа второй начальник Хлопонина, премьер-министр Владимир Путин сообщил, что новому вице-премьеру понадобится небольшой, но эффективно функционирующий аппарат. Между тем, для координации действий федеральных ведомств в округах существуют аппараты полпредов, но они не обладают исполнительно-распорядительными функциями. А содержание вице-премьерских полномочий у Хлопонина Путин не уточнил. Он предложил прийти на Кавказ министерствам, структурным и естественным монополиям, госбанкам, но не объяснил, как они станут взаимодействовать с новым полпредом Президента. Более того, речь шла большей частью об их сотрудничестве не с ним, а с главами северокавказских регионов.
Любопытство к полномочиям нового высокого чиновника проявили и депутаты Госдумы.
При одобрении поправок к законам, разрешившим бывшему красноярскому экс-губернатору совместить два поста, представители оппозиции поинтересовались, чем конкретно будет заниматься Хлопонин. В ответ устами официального представителя Президента в Госдуме Гарри Минха им было предложено читать соответствующий указ и федеральный конституционный закон о Правительстве.
Вместе с тем депутат от КПРФ Сергей Решульский, почти 20 лет избирающийся от одной из самых крупных и неспокойных северокавказских республик – Дагестана, обратил внимание на то, что полпреды Президента не являются представителями исполнительной власти, не имеют права распоряжаться финансами регионов.
Что касается функций вице-премьера, то для этого Александру Хлопонину необходимо дать соответствующие внутриправительственные полномочия. Однако есть серьезные сомнения в том, что Хлопонин получит кураторство над Минфином, Минэкономразвития и Минрегионразвитием. Между тем очевидно, что для успешного и оперативного решения северокавказских проблем в Пятигорске должно появиться самостоятельное мини-правительство или, как минимум, его филиал. Иначе руководители субъектов Федерации из Северо-Кавказского федерального округа будут постоянно пребывать в Москве и лоббировать свои интересы в московских коридорах власти, чем они благополучно занимались до сих пор.
Назначение Александра Хлопонина породило еще одну тему для разговоров, а именно - вопрос о том, насколько эта кандидатура согласована внутри правящего тандема.
Большинство аналитиков сошлись на том, что экс-губернатор Красноярского края является в первую очередь кандидатурой Дмитрия Медведева, и само его назначение вице-премьером российского Правительства есть вторжение последнего в полномочия премьер-министра.
Вместе с тем эксперты обращают внимание на взаимные уступки, способствовавшие тому, чтобы уравновесить пожелания первых лиц страны. В частности, Президент на днях подписал указ, делегирующий право представлять ему на утверждение главу Следственного комитета МВД не профильному министру, а председателю Правительства. Весьма вероятно, что таким образом произошел обмен: Медведев назначает своего кандидата на должность представителя на Кавказе, снабжая его при этом функциями вице-премьера, а Путин фактически берет себе часть президентских полномочий, играя главную роль в назначении ключевого чиновника в ведущем силовом ведомстве страны.
С одной стороны, такой «размен полномочиями» выглядит достаточно привлекательно в плане мирного разрешения конфликта предпочтений двух первых лиц так называемого тандема. Но, с другой стороны, возникает опасность того, что постоянное стремление к достижению компромисса в кадровом вопросе приведет к игнорированию или, как минимум, недостаточному вниманию к формально-правовой регламентации полномочий, от которых зависят эффективность деятельности нового представителя Президента и, как следствие, стабилизация ситуации на Северном Кавказе. Компромисс лишь теоретически предстает исключительно положительным явлением, тогда как на практике его роль может оказаться бесплодной и даже негативной.
Что касается красноярской элиты, то она сожалеет об уходе Хлопонина, хотя этот уход не стал для нее полной неожиданностью. Большинство красноярских политиков, включая оппозицию, положительно оценивают почти восьмилетнее губернаторство Хлопонина, указывая на его судьбу «вахтовика»: родился на Шри-Ланке, вырос в Москве, авторитет заработал в Норильске и Красноярске. Несмотря на определенные промахи и ошибки, бывший губернатор решил в своем крае невероятно сложную задач. А именно: сплотил местную элиту, которая во времена его предшественника Александра Лебедя находилась в состоянии внутренней войны друг с другом.
Преемнику Хлопонина на посту губернатора предстоит решать те же задачи. Во-первых, быть достаточно компетентным, чтобы довести до финальной точки стратегические проекты, начатые предшественником. Во-вторых, обладать достаточным политическим опытом, чтобы выстраивать конструктивные отношения и с федеральным Центром, и с финансово-промышленными группами, и с местной номенклатурой. В-третьих, желательно, чтобы этот человек имел прочную связь с красноярской землей, поскольку чужакам в этих суровых краях приходится трудно.
Еще одно знаковое событие, также связанное с кадровыми перестановками, вскоре случится в Татарстане, где один из патриархов российской политики, Президент Ментимер Шаймиев, завершает свое пребывание в этой должности. На заседании Госсовета в Москве 22 января он обратился к Президенту с просьбой не вносить его кандидатуру на утверждение парламента, предложив на этот высокий пост нынешнего премьер-министра республики Рустама Минниханова.
52-летний Минниханов, имеющий два высших образования, в том числе экономическое, уже зарекомендовал себя успешным управленцем, признанным в республиканской политической элите. Следовательно, есть основания считать, что смена власти в одной из самых непростых республик России пройдет достаточно спокойно, сохраняя ту социальную и политическую стабильность, которая всегда считалась главным достижением правления Ментимера Шаймиева.