Эксперт Ефимов объяснил, как ТЦ должны следить за исправностью систем безопасности

ЮФ
В конце июня свои двери закрыл один из самых больших торговых центров Екатеринбурга – «Гринвич». Силовики опечатали двери на неопределенный срок из-за нарушений пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. В этом ТЦ расположено более 500 торговых точек, для владельцев которых закрытие комплекса стало неприятным сюрпризом.
Следующее разбирательство по делу о возобновлении работы комплекса запланировано на август. До этого торговля там исключена под угрозой уголовного преследования.
Генеральный директор компании-интегратора SDS Fusion Дмитрий Ефимов, эксперт с 20-летним стажем в сфере систем оповещения и безопасности, объяснил сайту «Южный федеральный», как другим торговым центрам избежать участи «Гринвича» и предотвратить многомиллионные убытки.
По словам эксперта, в торговых центрах должны безукоризненно работать все системы безопасности, чтобы свести к минимуму риски для посетителей. Однако же по ряду причин бывает, что системы безопасности в ТЦ выходят из строя.
Несвоевременное техобслуживание
Распространенное заблуждение – однажды установленная система безопасности работает сама собой. Однако практика показывает обратное: каждая деталь требует регулярного контроля и обновления. Для поддержания работоспособности рекомендуется проводить техобслуживание не реже раза в месяц. А мониторинг оборудования, которое находится на регулярной связи (например, системы сопряжения, системы видеонаблюдения и прочие) должен проводиться ежедневно, поскольку от того, насколько быстро и четко дойдет сигнал о происшествии, зависит скорость реагирования ответственных на объектах, а, следовательно, и количество спасенных жизней.
Например, если устройство «зависает», то здесь недостаточно перезагружать его раз в месяц. Требуется не только мониторинг, но и анализ проблемы этого «зависания» или периодического выхода из строя, а также поиск решения, вплоть до замены компонента системы.
Техническое обслуживание включает:
- проверку состояния системы в целом и ее компонентов, а также резервных источников питания, обеспечивающих бесперебойную работу;
- чистку устройства (пыль может стать причиной короткого замыкания и поломки устройства);
- контроль наличия пломб как гаранта того, что оборудование никто не вскрывал и не пытался использовать его функционал для других нужд (например, сетевое оборудования комплексов может быть задействовано под интернет или радио);
- контроль качества передачи сигналов.
При этом эксперт подчеркивает, что техническое обслуживание определяется в первую очередь рекомендациями завода-изготовителя. Компания, проводящая техобслуживание, должна составить технологическую карту данных процессов, своевременно реагировать на поломки и обеспечивать должную работоспособность оборудования.
Ошибки проектирования
Проектирование эффективной системы безопасности должно учитывать массу нюансов:
- качество и расположение кабельной сети;
- типы установленных камер видеонаблюдения, исходя из конкретных задач;
- наличие резервных решений на случай сбоев основной инфраструктуры;
- создание ситуационного центра для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, чтобы мгновенно получать аудио- и видеоданные даже с большого расстояния благодаря современным каналам связи.
Низкое качество оборудования
Дмитрий Ефимов подчеркнул, что экономить на оборудовании недопустимо. Дешевые камеры и сигнализационные системы часто оказываются ненадежными и быстро ломаются. Долговечность системы определяется качеством комплектующих, поэтому лучше отдавать предпочтение оборудованию проверенных производителей с длительным сроком гарантии и возможностью продлить этот срок дополнительно. Безопасность здесь должна быть превыше всего.
«Таким образом, залог надежной защиты торгового центра – это регулярное обслуживание, грамотное проектирование и использование качественного оборудования. В противном случае есть риск получить предписание о закрытии объекта до устранения всех неполадок от надзирающих органов: МЧС России, контролирующим пожарную безопасность, или Росгвардии, отвечающей за антитеррористическую защиту», – объяснил эксперт.
В заключение Дмитрий Ефимов добавил, что закрытие ТЦ «Гринвич» стал достаточно значимым пример, который привлек внимание миллионов, но он далеко не единственный. Работу торговых площадей регулярно приостанавливают по всей России. И это разумная мера, поскольку торговые центры, которые не соответствуют требованиям безопасности, не должны становиться риском для здоровья и жизни людей.