Национальная безопасность. Новый импульс «Евразии»?

12/03/2008 - 11:47

«Неурожаи и голод в России не результат природно-климатических условий, а результат неразумной хозяйственной деятельности. Неразумное землепользование, невежество земледельцев – вот основной враг плодородия».
Эти слова выдающегося русского ученого Василия Докучаева о невежестве землепользователей, приведшем к нарушениям в экосистеме различных регионов РФ, подтверждались в нашей действительности не один раз. Примеры не столь далекие: строительство каскада ГЭС на Волге и ирригационных систем для возделывания риса на Кубани привело к тому, что в Волге, Азовском море практически исчезли рыбы ценных пород. Отрезаны естественные пути нереста. Какой ущерб нанесло Кубани строительство Краснодарского водохранилища – это ощущают на себе жители и Кубани, и Адыгеи. Насколько соизмерим проект по выращиванию риса с тем, как он повлиял на климат и хозяйственную деятельность?
Но «невежественные землепользователи» не унимаются. Идея строительства судоходного канала «Азов-Каспий» возникает с периодическим постоянством, по мере возникновения очередного повода пролоббировать проект. Вновь ее озвучил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прошлым летом, на Питерском экономическом форуме, не без поддержки руководства Калмыкии и Ставропольского края, придав идее новый импульс и новое звучание – канал «Евразия». Он предложил тогда коллегам по СНГ два крупнейших интеграционных водноэнергетических проекта: строительство нового водного коридора между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами и переброску сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.
Эту идею казахстанский лидер оправдывает тем, что «…богатые ресурсы Прикаспийского региона и Центральной Азии нуждаются в транспортировке». Строительство канала «Евразия» для стран Центральной Азии, по его мнению, поможет в решении существующего вопроса. Канал может оказаться на тысячу километров короче, чем вторая ветка канала Волго-Дон. Однако если такого доступа (несогласие со строительством канала «Евразия» российской стороны. – Ред.) Казахстан не получит, «мы будем вынуждены искать альтернативные пути, и в этом нет никакой политики», – отметил Назарбаев.
Канал «Евразия», по замыслам проектировщиков, должен пройти южнее Волго-Донского канала по маршруту Каспийское море – реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч – Азовское море. Прорабатывается возможность выхода канала в Каспийское море на участке от Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, а в Азовском море – на участке между портом Азов и Ейском.
В случае реализации проекта «Евразия», стоимость строительства которого составит порядка 160 млрд рублей (практически еще одна Олимпиада в Сочи), его грузопропускная способность более чем втрое превысит возможности линии «Волго-Дон-2», которая оценивается в 16 млн тонн, и строительство которой лоббируют северные территории ЮФО.
По мнению специалистов, канал «Евразия», который станет основным звеном МТК (международного транспортного коридора), позволит значительно сократить доставку грузов между Европой и Азией.
Катастрофа для Юга
Чем грозит очередная безумная идея жителям Юга России? Об этом предупреждают экологи. Несмотря на то что проекты такого рода неоднократно приводили к большим и малым экологическим катастрофам, идеи неэффективного в долгосрочной перспективе экономического развития и получения быстрой прибыли любой ценой вновь возникают. И этот проект, противоречащий природоохранному законодательству, может иметь шансы на одобрение. Этим мы и обеспокоены, говорит представитель «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Андрей РУДОМАХА.
Известно, что этот проект получил поддержку и Ставропольского края. Последний особенно заинтересован в строительстве канала, так как Ставропольский край, территория которого не имеет выходов к морю, получит прямой доступ к международной транспортной артерии. В этой связи администрация края планирует создать в районе города Дивное крупный порт. И тогда «подводная лодка» будет уже в степях Ставрополья?
Как сказано выше, основное предназначение канала – транспортировка каспийской, по большей части, казахской нефти. Но, как говорится, что Казахстану хорошо, то России – экологическая катастрофа. Это, по мнению экспертов, создает угрозу разливов нефти в Азовском, Черном морях, экосистемы которых чрезвычайно уязвимы. Более того, в связи с мелководностью Азовского моря для эффективного использования канала Каспий – Азов планируется в качестве его продолжения построить также глубоководный канал через акваторию Азовского моря для прохода крупнотоннажных танкеров, что еще больше усугубит его экосистему.
Вопросов, в случае реализации проекта, по мнению экспертов, много. Если брать воду для заполнения канала из рек Кума, Терек, Дон и Кубань, то они и сами не имеют избытка водных ресурсов. Впрочем, как отмечают ученые, регионы всего Юга России, которые будут затронуты в случае строительства канала, страдают от дефицита водных ресурсов. И тогда встанет вопрос об изъятии части стока Волги.
На это волжане дают свой ответ. В частности, первый заместитель министра по ТЭК, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области Геннадий ОРДЕНОВ утверждает, что и Волга, вопреки всеобщему заблуждению о ее многоводности, тоже вододефицитна, и любой «насильственный» отъем скажется на нуждах Поволжских регионов. Астраханский океанолог, академик Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) Петр БУХАРИЦИН, дополняет: «Проект может представлять опасность в плане так называемых «вселенцев» (мигрировавшие растения, микроорганизмы, рыбы и животные, нарушающие экосистему новой среды обитания). Об этом же говорят и ученые – сторонники проекта.
В частности, ректор Южного научного центра Российской Академии наук академик РАН г-н МАТИШОВ считает, что в случае реализации проекта, наряду с плюсами, в условиях эксплуатации канала будут иметь место и значительные минусы, относящиеся к проблемам экологии. А именно: получат дальнейшее развитие происходящие в регионе процессы изменения водно-солевого баланса региона, подтопления грунтовыми водами, расширения зон солончаков. Второе. Нарушение природных условий формирования поверхностного и подземно го стока, изменение запасов подземных вод. Третье. Резкие сукцессионные изменения экологического облика водоемов с уменьшением их продуктивности. Четвертое. Загрязнение поверхностных вод, особенно нефтепродуктами, увеличение риска возникновения техногенных катастроф. Пятое. Возникает неизбежность дальнейшего проникновения в водоемы и водотоки Кумо-Манычской впадины в Азовское море и Каспий чужеродной фауны и флоры, последствия которого, как показывает практика последних 10-15 лет, как правило, неблагоприятны.
«Евразия» будет угрожать и особо охраняемым природным территориям, входящим в Кавказский экорегион, утверждают экологи. В зоне строительства окажутся природный заповедник «Ростовский», природный парк «Донской», водно-болотные угодья международного значения «Веселовское водохранилище» и «Озеро Маныч-Гудило». Оно, кстати, является местом массового скопления гнездовых, линных и пролётных водоплавающих птиц, в том числе редких, таких, как краснозобая казарка, розовый и кудрявый пеликан, черноголовый хохотун. В Евразии этот район является одним из наибольших скоплений мигрирующих гусей. Водно-болотные угодья заповедника находятся под юрисдикцией Рамсарской конвенции. В акватории озера Маныч-Гудило, относящейся к Островному участку Ростовского заповедника, на острове Водный (Южный) сохраняется популяция диких лошадей. Экологи уверены, что со строительством канала пострадают не только гнездовья птиц, популяция сайгака и других редких и охраняемых видов животных, но и рыбоводство. Строительство канала приведет и к заболачиванию, засолению и опустыниванию земель вдоль его русла.
С точки зрения разума…
Тем временем, по сообщению ряда СМИ, рабочая группа Минтранса РФ закончила разработку технического задания по проведению сравнительной оценки двух названных проектов развития транспортного коридора между Каспием и Азово-Черноморским бассейном. Подготовленный документ планируется передать в Совет российско-казахстанского Евро-Азиатского банка развития (ЕАБР), который, по некоторым источникам, выделил 3 млн евро на проведение тендера для определения окончательного варианта.
Ряд экспертов говорят о преимуществе проекта «Евразия» (наименьшая протяженность транспортного коридора, грузопропускная способность канала — 45 млн тонн в год, а на ВДСК – 16). Количество шлюзов на канале «Евразия» не 18, а шесть в отличие от «Волго-Дон-2». Стоимость строительства «Евразии» на 0,5 млрд евро ниже второй линии ВДСК.
Те, кто лоббирует «Волго-Дон-2», считают что «Евразия» – авантюра. Но и ВДСК, утверждают специалисты, может привести «к возрастанию индустриальной нагрузки на природные комплексы и увеличить риск загрязнения Азовского моря нефтепродуктами».
Понятно, что в этой лоббистской игре способны победить деньги, которые впоследствии сделают еще большие деньги. Для тех же лоббистов. Будь они за «Волго-Дон-2» или за «Евразию». Если им не смогут противостоять трезвые оценки и национальные интересы России, которые, по большому счету, граничат с национальной безопасностью Юга России. Поэтому можно надеяться, что наиболее точными в этой ситуации окажутся оценки третьего ряда экспертов, которые уверены, что в ближайшей перспективе эти два проекта реализованы не будут, в том числе и в связи с вышеизложенными причинами: экология, недостаточность средств (все «свободные» бюджетные деньги уйдут на строительство олимпийских объектов). А бизнес, прежде чем рисковать и вкладывать кровные в сомнительное предприятие, подумает.
К тому же вряд ли стоит России подвергать экологической катастрофе единственный для ее огромных территорий уникальный по своим климатическим условиям Южный регион, через порты которого и сегодня идет достаточный поток нефти, грузов, дополнительным источником нарушения экосистемы. Портить имидж курортов Краснодарского края, того же Ставрополья, кавказских республик, на развитие которых идут сегодня значительные средства, в первую очередь из бюджета РФ, в соответствии с программой развития Юга России, Сочи. И строить при этом канал «Евразия», который принесет Южному региону экологическую катастрофу – значит закрыть россиянам дорогу на Юг для отдыха, улучшать экономику Турции и других теплых стран. С точки зрения разума это нелогично.
И что бы мы ни говорили, в данном случае о борьбе лоббистов даже при всех учтенных и просчитанных нюансах ученых-экспертов, экология при осуществлении проектов пострадает. Ведь существуют законы, которые не подвластны никакому лоббированию – законы природы. Нарушение которых и грозит нам катастрофой. И здесь не раз стоит вспомнить слова великого Докучаева о «неразумном землепользовании, невежестве земледельцев»…
Можно сказать, об этом и говорил на одном из недавних заседаний премьер-министр Виктор Зубков, отмечая, что «должного государственного контроля в экологической сфере у нас нет». Он потребовал от профильных ведомств заняться этой проблемой в первоочередном порядке. «Долгое время в нашей стране вопросы, связанные с экологией, решались по остаточному принципу. В погоне за индустриальным и экономическим прогрессом последствия для природы и человека практически не учитывались. Так дальше дело идти не может», – заметил глава кабинета министров, добавив при этом, что ежегодно при рекультивации 51 тысячи гектаров земель столько же переходит в категорию экологически загрязненных. Собственно, такая постановка вопроса и может быть ответом на всё, что связано со строительством или нестроительством каналов на Юге России.
В итоге правительство поставило задачу в ближайшие три года не увеличивать накопленный в стране экологический ущерб, а после 2010 года приступить к его снижению. Это предусмотрено планом создания правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, который в целом одобрен правительством. Так неужели после этого одной рукой будем устранять катастрофы, а другой – создавать?..
Ольга МОРОЗОВА

PS:Сибирские реки, аральские берега
К слову о «проекте» поворота сибирских рек… О чем говорил президент Казахстана и что так же обернется экологической катастрофой в случае осуществления «безумных мечт», в первую очередь для России. Известно, природа никогда не прощает невежества. Если опять же, вспомнить множественные гигантские «запруды» на Волге и создание Краснодарского водохранилища, что повлияло на воспроизводство осетровых. Но в то же время природа дает нам шанс. Наблюдаемая учеными периодичность цикла подтверждается. Обмелевший Арал (некогда проблема СССР) сегодня постепенно оживает, вода возвращается. И стоит только предположить, что будет с этой зоной в случае переброски рек и естественного «возвращения» вод Арала.
Но, судя по интенсивности развертывания добычи газа на высохшем дне Арала, «поворот сибирских рек» не что иное, как оброненное слово Назарбаева, а проблема Арала для руководства Казахстана может иметь политику «двойных стандартов». Когда экономика берет верх над экологией. Академик, доктор сельскохозяйственных наук Зиновий НОВИЦКИЙ высказал тревогу по поводу того, что на осушенном дне Арала проводятся в больших масштабах поиски новых месторождений и уже идет добыча газа. При этом, по его мнению, хрупкая экосистема осушенного дна уничтожается под колесами мощных автомашин, разбиваются почвогрунты, вызывая новые язвы дефляции. В то же время в решении проблемы, которая и сегодня является не только проблемой Казахстана (а прибыль «со дна моря» имеет только Казахстан), необходимо участие ученых разных стран и разных профилей во имя нынешних и будущих поколений, – считает ученый.
Тем временем, по мнению ряда центральноазиатских ученых, регион не может испытывать сегодня большого дефицита воды для естественного притока ее в Арал, в первую очередь вследствие той самой цикличности, изменения климатических условий. Более того, по сообщениям ряда информагентств Центральной Азии, нынешний год для Юга региона может оказаться катастрофическим из-за переизбытка воды.
По разным оценкам, в зоне возможного затопления в Каракалпакстане (север Узбекистана, граница с Казахстаном и близость Арала) драматично складывается ситуация и в бассейне реки Сырдарья, где наблюдаются сильные дожди. Таяние снегов вызывают затопление территории Южного Казахстана. Помогая соседям уменьшить последствия от переполнения Чардарьинского водохранилища, Узбекистан начал внесезонный сброс воды из Сырдарьи в оросительные каналы Ферганской долины. МЧС Казахстана сообщает о весьма высокой вероятности переполнения Чардарьинского водохранилища в первой декаде марта. По просьбе правительства Казахстана Узбекистан уже в феврале открыл аварийный сброс 1,5 млрд кубометров воды из Чардарьинского водохранилища в Айдар-Арнасайскую систему озер. До середины прошлого века здесь, среди барханов Кызылкума, располагалась пустынная солончаковая впадина. Катастрофический паводок, наступивший после аномально холодной зимы 1969 года, заставил произвести аварийный сброс 2,1 млрд кубометров из Чардары в Арнасай, в результате чего образовалось трехсоткилометровое озеро Айдаркуль, во многом заменившее в экологии региона высыхающее Аральское море. Весной 2005 года уровень Айдаркуля, увеличившийся на семь с половиной метров, достиг рекордных отметок, вызвав наводнение в Навоийской области. Надо ли говорить о повороте сибирских рек, когда соседний с Казахстаном Узбекистан страдает от наводнений, когда азиатские Сырдарья и Амударья несут достаточно воды, чтобы постепенно и естественно Арал наполнился?..

Автор: Сергей САХАРКОВ