КОРРУПЦИЯ ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ РОССИИ
Корреспондент Regions.ru/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать выводы Всемирного Банка, эксперты которого утверждают, что по качеству государственного управления Россия находится на уровне Венесуэлы и Ирана.
Парламентарии согласны с тем, что коррупция в России достигла колоссальных масштабов, и это сильно мешает полноценному развитию страны. По их мнению, от коррупции надо как можно скорее избавляться, иначе она будет переходить из поколения в поколение, и тогда уже невозможно будет это зло искоренить. Парламентарии убеждены, что сейчас и на уровне власти, и силовых структур, и в средствах массовой информации все общие усилия должны быть сконцентрированы на борьбе с коррупцией.
Вместе с тем, подчеркивают политики, является очевидным, что политическая ситуация в России в целом за последние 10 лет улучшилась. При этом некоторые парламентарии высказали критику в адрес работы правительства в связи с тем, что оно мало внимания уделяет реальному сектору экономики, а также проводит недостаточное количество консультаций с экспертами, а результатом становятся недостаточно взвешенные и продуманные действия.
Как считает председатель Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев, очевидно, что политическая ситуация в России за последние 10 лет улучшилась.
"Нельзя согласиться с тем, что в России не выросла политическая стабильность за последние 10 лет, понятно, что восстановление стабильности - процесс непростой, но движение вперед есть, и это очевидно", - заявил сенатор. Что касается коррупции, отметил глава комитета, "если раньше все замалчивалось, то сейчас об этом говорят открыто, и президент постоянно акцентирует внимание на борьбе с коррупцией".
"Коррупция - как червь, разъедает дерево изнутри, надо как можно скорее избавляться от этого, иначе она будет переходить из поколения в поколение и тогда уже невозможно будет это зло искоренить", - заключил Р.Алтынбаев.
Нельзя отрицать наличие существенного уровня коррупции в России, и борьба с ней выходит сейчас на первый план, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от правительства Вологодской области Валерий Федоров.
"Факты коррупции, разумеется, в России есть, и их много, так что борьба с этим явлением выходит сейчас на первый план, об этом заявил и президент в своем ежегодном послании Федеральному Собранию", - подчеркнул сенатор.
"Подобные рейтинги проводятся и в России, но зачастую фонды и общественные организации, которые проводят исследования, публикуют какие-то нереальные цифры, и западные исследователи этими данными пользуются", - заявил зампред комитета. По мнению парламентария, "сейчас и на уровне власти, и силовых структур, и в средствах массовой информации все общие усилия должны быть сконцентрированы на борьбу с коррупцией".
Вместе с тем, отметил сенатор, "мы и сейчас сажаем и будем сажать в тюрьму чиновников, которые решают вопросы за счет "откатов", но комплексная борьба с коррупцией - это очень трудный и длительный процесс". В частности, рассказал В.Федоров, "после решения о проведении Олимпиады-2014 в Сочи, по словам президента России, будут предусмотрены все механизмы, чтобы все выделенные средства, до рубля, были потрачены по назначению".
"Рейтинг Всемирного банка нужно учитывать - они проделали большую работу, провели исследование, но нам следует самим определять и решать свои проблемы, мы будем бороться с коррупцией с помощью конкретных мер", - подытожил зампред комитета.
Коррупция в России достигла колоссальных масштабов, и это сильно мешает полноценному развитию страны, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.
"Уровень коррупции в России действительно огромен, трудно его с чем-то сопоставить, и об этом все говорят", - отметил сенатор.
"Коррупция достигла недопустимых масштабов, и это сильно мешает полноценному развитию страны", - подчеркнул зампред комитета.
Если говорить о недостатках в работе правительства, продолжил В.Гусев, их можно отметить много. "Прежде всего - это недостаточное количество консультаций с экспертами, и как результат, недостаточно взвешенные и продуманные действия. Кроме того, правительство совсем не обращается за разъяснением к науке, это является серьезным упущением", - пояснил парламентарий.
Мало внимания уделяется реальному сектору экономики - только сейчас начали обращать на него внимание. Нельзя же заниматься только монетаристскими направлениями в экономике, все главное зависит от реального сектора хозяйства", - заключил сенатор.
Оценки Всемирного банка - дело студентов экономистов, политологов или экспертов, интересующихся подобными вопросами, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Митрофанов.
"В отличие от периода 10-летней давности, России сама теперь может любой стране предоставить кредит", - заявил депутат.
По мнению парламентария, "сегодня РФ вообще не должны волновать выводы Всемирного банка, поскольку Россия так сильно теперь не кредитуется, как раньше. А числящиеся за страной кредиты не имеют жизненно-важного значения, в отличие от периода 90-х годов".
"Есть объективные показатели российской экономики, результаты которых указывают на то, что наша страна по золотовалютным резервам занимает третье место в мире. Поэтому, если и обращать внимание на показатели эффективности госуправления, то только в качестве справочной информации", - заключил Алексей Митрофанов.
Одной из серьезных на сегодняшний день для России проблем является проблема кадров, считает председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.
"За последнее 10-летие качество госуправления не изменилось", - заявил депутат.
По словам парламентария, "безусловно, итоги административной реформы, которая была направлена на изменение качества управления страной, не самые лучшие. Что прискорбно". Но, подчеркнул первый зампред комитета, "прискорбнее видеть, как качество бюрократического аппарата потихонечку начинает падать. И причина тому - проблема кадров, поскольку молодые и энергичные люди, способные работать на страну и имеющие серьезное и качественное образование, ищут ему применение за пределами государства".
Касаясь темы коррупции, председатель комиссии, заметил, что ему непросто прокомментировать ее показатели. "Всемирный банк оценивает итог работы за последнее время: изменилась или нет ситуация в стране. Возможно, с этими показателями и можно согласиться, но представители Всемирного банка знают об очень многих серьезных вещах, которые в любой момент могут "выстрелить" в течение полугода - года. Поэтому в стране имеются длящиеся системные вещи, например, один из самых прогрессивных не только в Европе, но и мире - ФЗ N94, который регулирует госзакупки".
Безусловно, отметил депутат, "принятие качественных законов - еще не гарантия их выполнения, хотя в вопросах, связанных с коррупцией, есть изменения". Но, заключил Михаил Гришанков, "несмотря ни на что, если дана какая-либо негативная оценка, то ее стоит учесть и стремиться изменить ситуацию в лучшую сторону".
Система госуправления в России сформирована в соответствии с ельцинской Конституцией 1993 года, главная отличительная черта которой - отсутствие механизма ответственности власти перед обществом, считает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, экономист Сергей Глазьев.
"За последние 10 лет ситуация в России так и не изменилась, поэтому эти оценки вполне справедливы", - заявил депутат.
По мнению парламентария, "в отличие от других стран, где правительство подотчетно парламенту или где действует независимая судебная система, диктатура, установленная Ельциным в России после расстрела Верховного Совета, предполагает концентрацию всех полномочий в президентской вертикали. Поэтому все ветви власти и объединены под одним руководством главы государства".
"В отсутствие системы разделения властей и в отсутствие механизма общественного контроля над властью она предоставлена сама себе. Поэтому по всем законам политологии, все автоматически коррумпируется и становится неэффективным", - пояснил экономист.
"Если есть желание изменить ситуацию в стране к лучшему, то нужно создавать механизмы ответственности власти перед обществом", - подытожил Сергей Глазьев.
Сегодняшние показатели уровня коррупции не улучшат место России в мире, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
"Курс, который сейчас проводит правительство, мало отличается от курса 90-х годов", - заявил депутат.
Парламентарий подчеркнул, что согласен с показателями Всемирным банком, поскольку, "качество государственного управления в 90-х годах в России было крайне низким, за счет чего РФ были побиты все рекорды экономическо-социального системного кризиса". "По сравнению с Великой американской депрессией 30-х годов, Россия в 90-е годы втрое дольше находилась в состоянии кризиса", - заметил первый зампред комитета.
"Высокие и благоприятные цены на нефть и другие экспортируемые Россией за рубеж виды сырья поправили наше экономическое положение по сравнению с прошедшим 10-летием. Но несмотря на этот плюс, есть показатели, по которым место России должно только ухудшиться, например, коррупция. Несмотря на все разговоры о дебюрократизации, коррупция в стране нарастает значительными темпами. И это признают практически все эксперты", - подытожил Олег Смолин.
Как уже сообщали Regions.ru, у России за последние 10 лет качество государственного управления, а именно - политическая стабильность, эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и борьба с коррупцией - практически не изменилось. Наша страна оказалась по соседству с Венесуэлой и Ираном. Такие данные содержатся в опубликованном Всемирным Банком докладе "Качество управления имеет значение: Показатели эффективности государственного управления в странах мира за 1996-2006 годы".
В рейтинге приняли участие 212 стран. Он был составлен на основе данных из 33 разных источников, отражающих мнения тысяч экспертов бизнес-структур, неправительственных и государственных организаций. Справедливости ради стоит отметить, что показатели качества государственного управления в мире за прошедшее десятилетие вообще улучшились незначительно.
Наивысшие оценки по всем показателям получили Финляндия, Исландия, Новая Зеландия, Норвегия и Швейцария. Безусловными аутсайдерами признаны Конго, Ирак, Бирма и Сомали. К этим странам вплотную приблизились Узбекистан и Туркменистан.
Авторы рейтинга указывают, что страны с формирующейся рыночной экономикой не уступают развитым странам по основным показателям качества государственного управления. Более десятка развивающихся стран, в том числе Словения, Чили, Ботсвана, Эстония, Уругвай, Чехия, Латвия, Литва, опережают по основным показателям качества государственного управления такие промышленно развитые страны как Греция и Италия.
В исследовании математически доказывается взаимосвязь между качеством госуправления и коррупцией. Например, в США, Канаде, Португалии, Венгрии и Коста-Рике, где высокое качество госуправления, почти нет коррупции, а чиновники подотчетны обществу. В России же наряду с Египтом, Пакистаном, Ираном и Венесуэлой низкое качество госуправления сопровождается высоким уровнем коррупции и низкой подотчетностью власти. По показателю "учет мнения населения и подотчетность госорганов" лидирует Финляндия, а Россия находится рядом с Зимбабве. Подобное положение Россия занимает и по показателям эффективности государства и верховенства закона, деля места в рейтинге с Ганой и Венесуэлой.