ОтхОдная круговая порука
Вместо эпиграфа
…сразу после оглашения судебного решения адвокат истца в интервью тележурналистам поделился радостью: «Мы довольны решением суда и благодарны судье Арбитражного суда, что, не торопясь, смогли разобраться в этом деле…». Об истинном размере той самой благодарности адвокат умолчал.
Почти двухгодичное судебное разбирательство между государственным надзорным органом и химическим гигантом вполне может стать в Волгоградской области прецедентом, если судить по тому, сколько раз суд в рамках одного следствия уже успел «наступить на одни и те же грабли».
Немного истории
ОАО «Волжский Оргсинтез» обратилось в надзорный орган за разрешением на закачку жидких отходов в подземный водный объект в конце 2005 года. Ростехнадзор после этого выдал лимиты на отходы, кроме разрешения на закачку жидких отходов. С тех пор предприятие избавляется от стоков производства сверхлимитно, нарушая федеральное природоохранное законодательство. Свои действия завод оправдывает наличием у него лицензии на пользование недрами, выданной на срок до 2010 года Главным управлением Минприроды (ГУПР упразднено два года назад).
Отходы отходам рознь
5 июля 2007 года Арбитражный суд по Волгоградской области удовлетворил иск ОАО «Волжский Оргсинтез» к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора. В исковом заявлении химики, в частности, потребовали «обязать уполномоченный орган выдать им лимиты на закачку жидких отходов на специализированном полигоне закачки». Понятно, что подобное разрешение является обязательным условием функционирования любого производства, и «Оргсинтез» – не исключение. Однако даже не обладая специальными познаниями в этой области, невозможно согласиться с предприятием (а теперь уже и с Волгоградским Арбитражным судом), что закачка жидких отходов производства в подземные водоносные горизонты – исключительно природоохранное мероприятие и единственно верный путь их утилизации, не наносящий ущерба окружающей среде. «Естественно, предприятию выгодна такая позиция – говорит заместитель руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Светлана Косенкова. – Однако в природоохранном законодательстве есть понятие «презумпция виновности». Иными словами, любая хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. То, что закачивает «Волжский Оргсинтез», является токсичными химически загрязненными сточными водами. Если на это давать разрешение, то предприятие, прежде чем их закачивать в недра, должно сначала их очистить. Кроме того, завод обязан представить нам в Управление проектную документацию с расчетами и прогнозом возможного негативного воздействия от закачки».
Истина где-то рядом
Возвращаясь в зал суда, обратим внимание на одно существенное обстоятельство. Еще, в пятницу, 29 июня, судья Пономарев объявляет перерыв сначала на nhb, а потом на itcnm дней с целью дать время представителям предприятия уточнить суть требований к надзорному органу. «Поскольку суд не компетентен в вопросах классификации, количестве и свойствах жидких токсичных отходов, закачиваемых предприятием, суд не может в заявленном виде рассматривать данное требование. Обязать выдать предприятию лимиты, значит, разделить всю меру ответственности по этому делу», – заметил Александр Пономарев.
По всему было видно, что судью на том же заседании не убедили и озвученные истцом данные экспертизы одной из московских коммерческих организаций (хотя Ростехнадзор неоднократно настаивал на проведении экспертизы силами государственной аккредитованной лаборатории). Так вот, специалисты из столицы сделали вывод: закачка не наносит вреда окружающей природной среде, отходы надежно изолированы в недрах, герметичность «геологического мешка» не нарушена.
На что представитель федеральной службы – начальник отдела правового обеспечения управления Ростехнадзора Елена Борисенко – оппонировала: «Принимая во внимание то, что лабораторные замеры в ходе экспертизы не проводились, а данные получены в результате изучения только лишь проектной документации от 1998 года, не представляется возможным выяснить, каковы же последствия почти десятилетней закачки химически загрязненных стоков производства в недра». А между тем, местные независимые (от вознаграждения) эксперты подтвердили, что специфичные компоненты, характерные для жидких отходов «Волжского Оргсинтеза» обнаружены на границе горного отвода в направлении к Волге. Хотя согласно проекту, разработанному еще в 1998 году, они должны были двигаться в противоположную сторону. Более того, в лицензионном соглашении, на которое ссылается предприятие, указаны лишь 15 ингредиентов вместо 28, фактически закачиваемых в недра и на которые завод пытается получить лимиты. Причем, среди оставшихся 13-ти – особо опасные ртуть, мышьяк, свинец, кадмий. Что подтверждено отчетом о научно-исследовательской работе, выполненной специалистами ФГУП «НИИ ВОДГЕО» по заказу самого же ОАО «Волжский Оргсинтез».
Качай, сколько влезет
А 5 июля судья Александр Пономарев объявил о решении удовлетворить иск ОАО «Волжский Оргсинтез» к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора и «обязать надзорный орган выдать предприятию лимиты на закачку жидких отходов». Вот так – снова по кругу. Как будто и не было целого года споров и нескольких томов нашумевшего дела.
В Ростехнадзоре подтвердили, что данное решение суда будет обжаловано в вышестоящей инстанции. Как и год назад.
После нас – хоть потоп
Тогда идентичное решение волгоградского суда после обжалования Ростехнадзором в Поволжском арбитражном суде (Казань) было отменено. Причина – в отсутствии как такового права у арбитражного судьи обязывать выдавать лимиты, после чего дело возвратилось на повторное рассмотрение. «Вне зависимости от сегодняшнего решения суда позиция управления Ростехнадзора остается неизменной, – говорит начальник отдела экологического надзора управления Ростехнадзора Дмитрий Тюлюков. – Мы считаем, что закачка химически загрязненных стоков в подземный водный объект наносит вред окружающей среде. На основе представленной проектной документации, которая не соответствует требованиям природоохранного законодательства, требуемые лимиты предприятию не могут быть выданы. Более того, закачка химзагрязненных стоков предприятия в подземные горизонты остается реальной угрозой экологической катастрофы в нашей области, так как ОАО «Волжский Оргсинтез» не предпринимает соответствующих мер по ее недопущению».
В то же время, обязав Ростехнадзор выдать лимиты «Волжскому Оргсинтезу», уважаемая Фемида объективно становится полноправным ответчиком за тяжелые последствия возможной экологической катастрофы, об угрозе которой не устает напоминать Ростехнадзор.
Вместо эпилога
Не просто напоминать. О незаконной закачке, являющейся по сути бомбой замедленного действия, официально уведомлены федеральная структура – Роснедра, администрация региона, города Волжского, областная прокуратура, законодатели всех уровней. И уж совсем не понятно, почему самоустранилась природоохранная прокуратура, в компетенцию которой входит надзор за состоянием водных объектов? Не значит ли это, что сохранять нейтралитет в столь сложном деле проще и спокойнее?