Пиратов переоценили
Пираты наносят мировой экономике значительно меньший ущерб, чем принято думать. Организация экономического сотрудничества и развития оценивает потери легальной торговли от контрафакта в 176 млрд долларов. Эта оценка намного ниже цифр, которые озвучивают представители бизнес-лобби. Корпорации утверждают, что потери легального бизнеса от пиратства составили от 600 млрд. долларов. Лоббисты преувеличивают масштабы проблемы для давления на развивающиеся страны.
Объем торговли пиратской продукцией в мире за 2006 год составил 176 млрд долларов. Таковы результаты исследования, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (The Organisation for Economic Cooperation and Development – OECD). Организация обращает внимание на рост производства контрафактной продукции, включая часы и аксессуары известных фирм, а также DVD-дисков.
Доклад OECD будет представлен на министерской встрече членов организации, которая состоится 15–16 мая в Париже, а затем на предстоящем в июне саммите G8 в Германии, где вопрос пиратства и контрафактной продукции поставлен в повестку дня.
Организация обращает внимание на рост производства контрафактной продукции, включая часы и аксессуары известных фирм, а также DVD-дисков с голливудскими фильмами в развивающихся странах. В докладе отмечается, что «поддельная и пиратская продукция производится и потребляется фактически во всех странах, но Азия выступает как крупнейший производитель».
По данным западных СМИ, оценка ОECD намного ниже цифр, которые озвучивают представители бизнес-лобби. Корпорации утверждают, что потери легального бизнеса от пиратства составили от 600 млрд долларов.
Результаты исследования, которое позднее будет представлено для одобрения правлению OECD, могут неприятно удивить лоббистов. Производители использовали более высокие оценки вреда для вывода вопроса о правах на интеллектуальную собственность на место первоочередных глобальных задач. Корпорации использовали пиратов как козырь в борьбе за ограничение внешней торговли с Китаем и другими развивающимися странами.
В исследовании OECD, основанном на таможенных декларациях различных стран, подчеркивается, что финальная цифра в 176 млрд долларов «не покрывает всех аспектов подделок и пиратства».
Отчет не затрагивает данные об объеме пиратской продукции на внутреннем рынке, а также данные о торговых потерях через Интернет.
По оценке Гая Себбана, генерального секретаря Международной торговой палаты, легальная торговля из-за пиратства и контрафакта ежегодно теряет до 1 трлн долларов.
Джеф Харди, координатор союза транснациональных компаний Business Action to Stop Counterfeiting and Piracy, в который входит Microsoft, уверен, что «бизнес, определенно, не преувеличивает масштаб проблемы».
Джон Эванс, глава комитета OECD по делам профсоюзов, готов спорить с лоббистами. Он заявил, что, несмотря на серьезность проблемы, компании не должны направлять свои «политические возможности в сторону более сильных юридических ограничений против Китая и других стран».
По его мнению, для решения проблемы необходимо улучшать трудовые условия и корпоративные стандарты управления в развивающихся странах, а не давить на них.
В исследовании OECD отмечается необходимость разработки международных правил, направленных на борьбу с нелегальной продукцией, но при этом подчеркивается, что это должно осуществляться при тесном взаимодействии бизнеса и правительств разных стран.
Консультант OECD Moscow Тарас Кабушко замечает, что российский офис организации еще не получил доклад, а «совместных подсчетов не было».
Наталья ЖОГОВА