Калужский космос

05/04/2007 - 09:37

30 марта Владимир Путин провел в Калуге выездное заседание Госсовета, посвященное перспективам развития космической отрасли. Президент сообщил, что в ближайшее время будет разработана программа развития этого направления вплоть до 2040 года.

2007 год для российской космонавтики - особенный, полный исторических юбилеев: 150 лет со дня рождения основоположника космонавтики Константина Циолковского, 100-летие со дня рождения Сергея Королева, 50 лет запуску первого искусственного спутника Земли. Калуга, где проходило заседание Госсовета в четверг, может считаться колыбелью освоения космоса - здесь всю свою жизнь провел Циолковский, открывая теорию космических полетов для будущих поколений, пишет "Российская газета".

"В последнее десятилетие главным побудительным мотивом развития космической деятельности было обеспечение потребностей обороноспособности страны, - приводит ИТАР-ТАСС слова Путина на заседании президиума Госсовета. - Это было предметом гордости, полем соревнования великих держав. Этот мотив остается, он актуален и сегодня". Однако, как считает президент, на современном этапе у развития космической индустрии есть новые мотивы и эффекты. "Мы не сможем развивать отрасль по-современному, не сможем придать этой отрасли глобальный для отрасли характер, если в каждом регионе не будет ясно, что и как мы можем использовать для того, чтобы поднять нашу конкурентоспособность. И мы не сможем развивать отрасль, если каждый участник экономической деятельности, каждый гражданин не поймет, как он может для своих целей использовать результаты космической деятельности и какие космические услуги в каждом конкретном случае могут быть эффективно использованы". В качестве примера президент привел применение в повседневной жизни навигационных спутниковых систем.

-Все сидят на системе GPS, - констатировал глава государства и напомнил, что в России разрабатывается аналогичная система ГЛОНАСС, которая должна заработать уже в этом году. За ее внедрение отвечает первый вице-премьер Сергей Иванов, который пояснил, что "весь рынок пусковых услуг, в котором мы являемся лидерами, составляет 21 млрд долларов в год, а рынок только навигации без остальных аспектов космической деятельности в 2011 году - 40 млрд долларов, в 2015 году - 60 млрд долларов. Этот рынок будет развиваться примерно как рынок мобильной связи в свое время - такими же гигантскими темпами в геометрической прогрессии", пишут "Известия".

"Все больше и больше в современном мире - и в экономике, и в экологии, в развитии сельского хозяйства, в транспорте - все шире и шире применяются космические технологии", - подчеркнул президент Владимир Путин. Однако новая эра в жизни России принесла космической отрасли свои разочарования. "Целые десятилетия экономических трудностей весьма негативно сказались на развитии нашей космической отрасли", - подчеркнул глава государства. В последние годы власти стараются оживить эту сферу: действует программа поддержки космической деятельности до 2015 года. А в ближайшее время будут рассмотрены вопросы ее существования на самую широкую перспективу вплоть до 2040 года, отмечает "Российская газета".

Основную роль в приближение космических услуг к потребителям государство возлагает на ГЛОНАСС. Это глобальная система спутникового позиционирования, она определяет точное географическое местоположение объектов. Система может применяться на кораблях, самолетах, вертолетах, частных автомашинах и т. д. Для устойчивого функционирования ГЛОНАСС, обеспечивающего круглосуточный прием сигналов на территории России, необходимо 18 спутников (сейчас 10). Путин раньше ставил задачу, чтобы до конца года система заработала в полном объеме. Стоимость этой ФЦП в 2002-2011 гг. - 12,2 млрд руб. в ценах 2001 г., пишут "Ведомости". О том, будет ли выполнена задача, Путин спросил у гендиректора НИИ космического приборостроения Юрия Урличича, отвечающего за разработку ГЛОНАСС. "Работа напряженная, но мы справимся", - ответил тот.

Три спутника уже запущены, но еще не введены в систему, до конца года планируется запустить еще шесть, пояснил Урличич. К 2009 г. 60% сотовых телефонов в мире могут иметь приемник спутниковой навигации, говорит Урличич, и ГЛОНАСС может конкурировать с GPS. В 2010 г. в ГЛОНАСС будет 24 спутника, и она станет глобальной. Пользоваться GPS-навигаторами можно бесплатно - все расходы на содержание спутниковой группировки берет на себя бюджет США. Если заставить будущих потребителей оплачивать существование ГЛОНАСС, они предпочтут GPS, говорит работник одного из научных институтов Роскосмоса. Платить за поддержание системы должно государство, ведь она работает и на обороноспособность, отмечают "Ведомости".

Однако существует еще и проблема, связанная с отсутствием государственного стандарта на открытую и точную систему географических координат, совместимую с системой спутниковой навигации. Спутники ГЛОНАСС используют систему координат ПЗ 90, но она закрыта для пользователей. Что ПЗ 90 представляет на самом деле, известно лишь узкому кругу специалистов. Государственных стандартов (открытых) по ее использованию нет, процедура использования для гражданских лиц не описана и т.д. Выходить к потребителю с ГЛОНАСС, но без удобной системы координат, невозможно. Сначала придется проделать большую работу по приведению ПЗ 90 в некий товарный вид или адаптировать к нашей разработке уже имеющийся стандарт GPS - WGS84. К тому же в России сохраняется весьма "архаичный" режим секретности в отношении геоданных высокой точности. Его суть - в запрете на точность, превышающую определенный порог (сегодня порог засекречивания проходит на уровне 30 метров), сообщает Утро.Ru. Встает вопрос, каким образом в условиях сложившегося доминирования GPS Россия может выйти на "самоокупаемость" ГЛОНАСС - или, для начала, хотя бы приблизиться к ней? Ключевым препятствием на этом пути является фактическая бесплатность GPS и сформировавшееся доверие пользователей к системе. Бесплатность GPS (хоть и только до определенного времени) и ее доступность объективно затрудняют продвижение альтернатив. Однако альтернативы, по-видимому, все же имеются. Одной из них может стать концепция, предполагающая коммерциализацию не самой группировки ГЛОНАСС - но качественно новых сервисов, нужных России и позволяющих использовать для позиционирования любые системы, в том числе GPS и Galileo, предложенная специалистами подмосковного Института физики высоких энергий.

Как пояснили Утру.Ru в Институте, "в ее основе - обеспечение с помощью уже существующих технологических решений нормализации ситуации на дорогах страны за счет всеобъемлющего и круглосуточного контроля скоростного режима, а на следующем этапе - и ПДД в полном объеме. Дело в том, что проблема хаоса на дорогах является фактически лишь перенесенной в иную предметную область проблемой отсутствия средств контроля за развитием современных мегаполисов. Использование для мониторинга автотранспорта вместо дорогих онлайновых существенно более доступных и не требующих развитой инфраструктуры офлайновых систем позволит решить целый ряд проблем - в частности, сезонных пробок на автодорогах.

В свою очередь, глава Мининформсвязи Леонид Рейман в своем выступлении сообщил, что на сегодняшний день на орбите находятся четыре космических аппарата "Экспресс-АМ", запущенных в 2002 году и имеющих десятилетний гарантированный срок эксплуатации. "Мы считаем, что потребности России будут обеспечены, если на орбите у нас будет девять аппаратов такого класса", - подчеркнул руководитель Мининформсвязи. Рейман также сообщил, что в этом году планируется запуск двух новых космических аппаратов - "Экспресс-АМ33" и "Экспресс-АМ34", на что из бюджета выделяется примерно 3 млрд 375 млн рублей. "Эти аппараты будут иметь оборудование диапазона "L" - это президентская и правительственная связь", - приводят его слова "Известия".

Путин, между тем, предостерег своих коллег: "Ракеты - не самоцель, целью является счастье людей". Взяв курс на формирование современной космической промышленности, он пообещал, что на ближайшем заседании Совета безопасности будут рассмотрены вопросы космической деятельности России в долгосрочной перспективе до 2040 года. Важная тема, отметил Путин, - это создание недостающих нормативно правовых механизмов. Путин основательно подготовился к "космическому" саммиту, предварительно прослушав лекции "по взаимодействию солнца и планет": "Мне рассказали, что солнце превратится в какого-то белого карлика. Меня огорчает такая перспектива..." - цитирует "Независимая газета" слова президента.

По мнению рабочих групп Госсовета, в России необходимо принять Федеральную целевую программу "Использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития России и регионов на 2000-2015 годы". Только так можно задать этой сфере комплексный и программный вектор развития. И если государство и дальше должно нести основной объем высокотехнологичной работы - создание и эксплуатация техники и инфраструктура останутся на плечах государственных предприятий, - то в вопросах практического применения космических достижений следует повысить роль регионов. Последние уже сейчас активно вносят идеи. Так, Москва предлагает проект базовой высокоточной городской спутниковой системы навигации, Новосибирская область - базовой региональной геоинформационной системы, Ярославская область - системы мониторинга транспорта, информирует "Российская газета".

Активное развитие такой "хозяйственной" космонавтики естественным образом зависит от надлежащего финансирования. Поскольку развитие сферы находится в интересах, в том числе хозяйствующих субъектов, для создания инфраструктуры, считают в Госсовете, можно применить схему государственно-частного партнерства. Один из вариантов - образование Российского инновационного фонда развития инфраструктуры использования результатов космической деятельности. В него предлагается отчислять часть прибыли от "коммерциализации" космоса.

В Калуге Владимир Путин возложил цветы к могиле родоначальника отечественной космонавтики Константина Циолковского и посетил его дом-музей. Как сообщает РИА "Новости", на память об экскурсии смотрительница музея, правнучка Циолковского Елена Тимошенкова подарила президенту России несколько брошюр ученого, изданных в двадцатых годах XX века. В тот же день Путин посетил Государственный музей истории космонавтики имени Циолковского. Это первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики. Он был открыт в 1967 году, его создавали при непосредственном участии Сергея Королева и Юрия Гагарина. Замдиректора музея по научной работе Галина Сергеева рассказала президенту, что музей состоит из двух частей: зала научной биографии Циолковского и зала ракетно-космической техники. В первом зале представлены научные работы Циолковского, его многочисленные чертежи, рисунки, а также созданные по его чертежам модели птицеподобной авиационной летательный машины, многофюзеляжного аэроплана и полуреактивного стратоплана. Здесь же хранится экземпляр знаменитой книги "Воздухоплавание", которая заложила основы теории космонавтики и в которой содержится знаменитая формула Циолковского. По словам Сергеевой, представленные в музее рисунки Циолковского, например, прообраз шлюзовой камеры для выхода в космос, содержат много информации, которая впоследствии была использована в космонавтике. Она отметила, что Циолковский пытался объяснить людям, что такое мир без тяжести, сообщает Страна.Ru. Во втором зале представлены образцы ракетно-космической техники, в частности модели искусственных спутников Земли, подлинник жидкостного двигателя ракеты, спусковой аппарат космического корабля "Союз-34", спускаемая камера корабля "Восток-5", на которой один из космонавтов, побывав в калужском музее, написал: "Как приятно снова повидаться с родным кораблем".

Анна КУПРИНА

Автор: Сергей САХАРКОВ