Аквариум для чемпиона

25/09/2006 - 10:52

Раньше Топалов каким-то образом получал компьютерные подсказки. А в Элисте?..

В первых двух партиях Крамник одержал две победы (2:0, в понедельник выходной). «Нервы неотъемлемая часть игры, – сказал Владимир. – После 6–7 часов дикого напряжения возможны ошибки. Мне повезло…» Да и начинался матч в Элисте со скандала. Пытаясь смягчить обстановку, Кирсан Илюмжинов предложил дорогим гостям попробовать калмыцкий коньяк, естественно, лучший в мире. Владимир Крамник грозно сверкнул глазами и наотрез отказался, а Веселин Топалов позволил себе пригубить хрустальный рог. Без закуски, естественно. А потом пошутил: «Я родился 13 марта. Вот теперь объясните мне – откуда я взялся. Аисты еще не летают, капуста не растет!» Такова предтеча объединительного матча между двумя чемпионами – «классиком» Крамником и чемпионом по версии ФИДЕ Топаловым. Он продлится до 13 октября, претенденты сыграют 12 партий. Впервые за много лет определится единственный шахматный король. Призовой фонд составит 1 200 000 долларов, которые гроссмейстеры поделят поровну вне зависимости от исхода матча. Считается, что матч должен положить конец расколу, который длится с 1993 года, когда Гарри Каспаров объявил войну ФИДЕ.

А суть скандала в том, что болгарина подозревают в использовании компьютерного допинга. Крамник в качестве обязательного условия потребовал создание «зоны информационного вакуума» – участники поединка должны быть лишены всякой связи (в том числе электронной и визуальной) с внешним миром. Игра пойдет за специальной стеклянной перегородкой, напоминающей аквариум. Она прозрачна только снаружи, зрители видят игроков, а они их – нет. В зале – электронные «глушилки».

Тренер сборной России и Владимира Крамника Сергей Долматов: «Не имею права утверждать, что Топалов пользуется подсказками электронного мозга, но определенные подозрения на этот счет есть. Чем объяснить такой разительный перепад качества его игры? Он может провести одну партию на любительском уровне, а следующую сыграть в пять раз сильнее. Если кто-то из участников сможет прибегнуть к помощи компьютерного ресурса, он получит грандиозный гандикап».

Кивок из зала

Поясняет помощник президента Международной шахматной федерации Берик Балагбаев: «Официально «аквариум» поставили для того, чтобы зрители не отвлекали героев шахматных баталий. Шум, шорох, перемещения в зале – все это мешает зарождению плодотворных дебютных идей. Поговаривают, что существует и другая причина. Якобы Веселин Топалов пользуется разработками компьютерных программ. Ему каким-то образом передают сведения о лучших вариантах продолжения…» Десять лет назад примерно в таком же «аквариуме» проводили свой матч Карпов и Камский. Однако компьютерный и электронный вакуум введен впервые – во избежание кривотолков.

Сергей Долматов: «Всплеск у Топалова начался два года назад с прощального турнира Гарри Каспарова в Линаресе. На финише болгарин совершил фантастический рывок, а последнюю партию выиграл. Среди профессионалов выдать победную серию из трех-четырех партий – нонсенс. А для Топалова не проблема выиграть пять партий подряд, причем на заказ. Как это происходит? Обычно один из помощников сидит дома за компьютером. Затем возникает проблема передачи информации. Это может быть мобильник или какие-то другие электронные устройства. Достаточно просто увидеть определенный жест из зала – профессионалу не нужны все ходы. Бывает достаточно кивка – у тебя сильная позиция. Или предупреждения – и шахматист просчитывает контригру».

Смерть за корону

Страсти кипят не только в зале. Виктор Корчной недавно признался: «На шахматной Олимпиаде-90 в Югославии Михаил Таль сказал мне: – В Багио (там Корчной играл с Анатолием Карповым) мы не могли себе представить, что чемпионом станет не советский, а антисоветский шахматист. Мы все боялись, что если бы вы выиграли матч, вас бы уничтожили физически. Для этого все было подготовлено».
Анатолий Карпов «о несерьезности прежних чемпионатов мира» заговорил с Кирсаном Илюмжиновым: «В годы моего чемпионства матч за шахматную корону длился 70 дней. Это безумного много. Я сыграл в 11 матчах – в общей сложности 760 дней! Получается, что за чемпионский титул я бился два с лишним года. Но мне думается, все равно нужно вернуться к матчевой системе и играть от 14 до 18 партий».

Авторитетное мнение

Приведем несколько авторитетных мнений. Международный гроссмейстер Евгений Бареев: «Встреча в Элисте вряд ли сможет принести мир в шахматное сообщество. Вся команда Кирсана Илюмжинова осталась у руля еще на четыре года, а ее работа, в общем, в последние годы была непродуктивной».

Главный редактор журнала «64» Александр Рошаль: «Если сравнивать с боксом, то Топалов – нокаутер, а Крамник – технарь. В объединении шахмат после этого матча, к сожалению, не уверен, ФИДЕ потребуются новые дипломатические усилия».

Вице-чемпионка мира Александра Костенюк: «Если Крамник будет в хорошей физической форме, то в матче за «абсолютную корону» он покажет шахматы самого высочайшего уровня».
Экс-чемпион мира Василий Смыслов: «Крамник – матчевый боец, ему вполне по силам обыграть болгарского гроссмейстера. Владимир – последний из российских гроссмейстеров, кто остался и держит линию обороны в мировых шахматах. У Владимира хорошие возможности. Большая часть встреч с Топаловым завершилась в его пользу».

Другая история

Главный арбитр матча Герт Гийссен (за его плечами три Олимпиады, матчи Карпов – Камский и Каспаров – Карпов): «В 1995 году на своей первой пресс-конференции в качестве президента ФИДЕ Кирсан Илюмжинов обозначил две цели – провести в Элисте мат Карпов – Камский и объединить шахматный мир. Как известно, тот матч прежнее руководство ФИДЕ никак не могло провести из-за отсутствия спонсоров. Матч в Элисте прошел успешно. Через десять лет после того поединка реализуется вторая и главная цель Кирсана – объединение шахматного сообщества…»

«Он передвинул королевскую пешку с клетки е2 на клетку е4. Одноглазый сейчас же схватил свои уши руками и стал напряженно думать. По рядам любителей прошелестело: – Гроссмейстер сыграл е2 – е4…» Но это, как вы понимаете, из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Совсем другая история…

Автор: Сергей САХАРКОВ
window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-72", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-139040-72" }) }) window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-74", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-139040-74" }) }) window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-73", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-139040-73", "type": "feed" }) }) window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-68", "type": "fullscreen", "platform": "desktop" }) }) window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-71", "type": "fullscreen", "platform": "touch" }) }) window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-70", "type": "floorAd", "platform": "touch" }) }) window.yaContextCb.push(() => { Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-139040-69", "type": "floorAd", "platform": "desktop" }) }) const feed = document.getElementById('yandex_rtb_R-A-139040-73'); // ID renderTo const callback = (entries) => { entries.forEach((entry) => { if (entry.isIntersecting) { Ya.Context.AdvManager.destroy({ blockId: 'R-A-139040-70' }), // blockId Ya.Context.AdvManager.destroy({ blockId: 'R-A-139040-69' }); // blockId } }); }; const observer = new IntersectionObserver(callback, { threshold: 0, }); observer.observe(feed); -->