Ростов как творческий центр

26/06/2006 - 16:11

Сегодня правомерно говорить, что Ростов является одним из центров современной российской живописи. Это связано, в первую очередь, с появлением в городе группы молодых талантливых художников – колористов. Чтобы разобраться в ситуации более подробно, попытаемся ответить на вопрос: «Откуда вообще берется творчество и куда оно исчезает?»

Теория миграционных творческих центров

Если копнуть в глубину веков, то можно проследить, что мировые творческие центры мигрировали из поколения в поколение, из страны в страну: Афины в Древней Греции – Древний Рим – ренессансная Европа – «эстетический» Лондон - импрессионистический Париж – серебряновековой Петербург и т.д. Поэтому правомерно говорить о целой теории миграционных центров творчества. Суть ее заключается в следующем.

В определенный момент времени в определенном месте земного шара скапливается чрезвычайно большое количество творческой энергии (по Фрейду - либидо). И вот происходит взрыв – поток гениальнейшего творчества художников, поэтов, писателей и других творцов. Эта энергетическая волна, как правило, расцвечена разнообразными культурными течениями, философскими учениями, эстетическими воззрениями и новыми видами творчества. Проходит определенное время, и это движение затухает. И… каким-то образом появляется на другом конце Земли, а может быть, в соседнем городе. И так – на протяжении всей истории человечества. И люди, художники при этом оказываются заложниками ситуации. Они счастливы тем, что живут именно в это время, в этом месте. Так распорядился Мировой творческий Разум.

Составляющие творческого взрыва

Для такого творческого взрыва нужны, как уже было сказано, определенное время и место, учителя искусства, теоретики искусства, художники, лидеры-художники, подражатели и поклонники, места презентации произведений (выставочные залы, литературно-художественные журналы и т.п.), критики. Разберем все эти пункты по очереди.

1. Особое положение искусства во времени и пространстве. Например, кризис подлинного искусства в связи с расцветом «искусства» для масс (что наблюдается в наше время), или же – запрет, жесткая цензура в отношении свободных художников/писателей (запретный плод всегда сладок).

Почему чрезвычайно богатая на таланты эпоха декаданса (конец XIX в.) называлась именно декадансом (упадком)? А потому, что это было время становления реализма и одновременно упадка воображательного, фантазийного искусства, «упадка лжи», как называл его Оскар Уайльд. И творцы своей деятельностью всячески протестовали против этого, провозглашая лозунг искусства ради искусства и сияя на своих полотнах и страницах собственных книг всеми цветами радуги. То есть действовали методом от противного.

Во втором случае – импрессионистам во Франции пришлось долго доказывать свою состоятельность, поскольку критики, особенно поначалу, довольно недоброжелательно отзывались об их творчестве. Доказательства художников оказались настолько убедительными, что до сих пор импрессионизм считается ярчайшим течением в живописи, давшим миру такие имена, как Ренуар, Ван Гог, Клод Моне и др.

Как правило, чем меньше по продолжительности время, тем ярче культурное течение. Часто - это рубеж веков.

2. Мощная теоретическая школа, подготовившая гениев (если вообще можно научить быть гением). Особо нужно отметить роль отдельных Учителей искусства. В Англии течение эстетизма и декаданса подготовили преподаватели Джон Рёскин и Уолтер Пейтер, являющиеся теоретиками эстетизма. Оскар Уайльд был их учеником.

3. Однако основным теоретиком выступает один из главных художников. Так наиболее разработанными принципы эстетизма мы встречаем уже именно у Уайльда в его трактатах.

4. Собственно сами художники (в значении – творческие люди), люди с неординарным мышлением и художественным вкусом. Чаще всего – это именно группы творцов, дружащих между собой, посещающих одни заведения, разделяющих схожие эстетические положения.

5. Сначала возникают именно дружеские кучки. Затем их творчество обрастает десятками подражателей и просто поклонников. Образуются целые течения в живописи, литературе, музыке. Причем подражательство может порой пересекать границы страны. При этом, несмотря на общие моменты участников этих групп, каждый художник остается по своему самобытен. Он обладает нестандартным восприятием мира, своей особой историей жизни (Оскар Уайльд, например, был нетрадиционно сексуально ориентирован).

6. У каждого творческого движения должны быть творческие лидеры – презентационные персоны, основатели течения. В эпоху Ренессанса – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. У импрессионистов: Клод Моне, Эдуард Мане и Огюст Ренуар.

6. Эти творческие лидеры договариваются о помещениях для выставок, об основании специальных салонов, литературно-художественных журналов.

7. И кем бы был художник без критика? Без последнего о первом бы просто никто не узнал. Как показывает история, чем сильнее критика, тем больше художник стремится возвыситься над ней. И таким образом, достигает высоких результатов.
Эти восемь пунктов являются основой для образования успешной творческой группы и собственно - гениев.

Куда уходит творчество?
В определенный момент, как и всякое культурное явление, достигнув пика в своем развитии, течение в искусстве постепенно перестает быть актуальным, интересным. Центробежная сила раскидывает художников или по всему миру, или вообще - по разным областям деятельности. Освободившаяся творческая энергия растворяется в воздухе и ждет своего времени. Или же с каким-то одним из художников перекочевывает за границу. Этот художник может стать Учителем нового творческого движения, и тогда эта энергия вселится в его учеников.

Творческая энергия может передаваться также через средства массовой информации, книги, художественные альбомы, кинофильмы. Так, увидит художник в Ростове-на-Дону в начале двадцатого века картины Климта и – создаст направление «золотой живописи». Группа приятелей во Владивостоке начитается русской поэзии Серебряного века и решит, что они могут не хуже. Но это все материальные носители творчества. На самом же деле всем руководит высшая сила, которая знает о настроениях и положениях всех народов мира. Своей невидимой рукой она переносит творческий центр в сгусток творческой интеллигенции и взрывает будни.

Но где и когда возникнет это «новое, яркое и гениальное» – обычному человеку предсказать очень трудно. Однако попытаемся, взяв для примера Ростов-на-Дону нашего времени.

Ростов – «колоритный» город
Историками давно доказано, что история искусства, как и вся мировая история, развивается по спирали. Она как бы в определенный момент оказывается в одном и том же месте, только на несколько десятилетий/сотен лет выше.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века (какое время!) неимоверную популярность в Ростове, а потом и Москве приобрела группа ростовских художников-авангардистов «Искусство или Смерть», куда входили Авдей Тер-Оганьян, Николай Константинов, Валерий Кошляков, Максим Белозор и др. Сегодня они - кто за границей, а кто - уже умер.
Прошло около 20 лет. И вот мы сегодня видим в выставочных залах Ростова необычайно ярких колористов во главе с Максимом Ильиновым, Тарасом Шевченко и Алексеем Варлашиным. Пытаемся анализировать - вспоминаются наши составляющие творческого взрыва:

Время: рубеж XX и XXI веков, более того – рубеж второго и третьего тысячелетий.

Место: сравнительно небольшой, уютный городок на Юге России, где до сих пор сохранились колоритные постройки конца XIX века и существует определенная, хоть и небольшая, доля интеллигенции. В противоположность – доля массовой культуры велика.

Теоретическая база: мощная школа живописи в Грековском училище и на худграфе Ростовского педагогического университета.

Лидеры-художники: Максим Ильинов, Сергей Семергей, Тарас Шевченко, Иосиф Чихория, Алексей Варлашин.

Идеология группы: наличие «Единственного манифеста единственных» и теоретического обоснования собственного направления – колоризма.

Места экспозиции: улицы, выставочные залы галерей, музеев, арт-кафе, рестораны, городские дворики, интернет-портал Art-club.net.ru.

Критики: Валерий Посиделов, Елена Устинова, Елена Ларская, уделяющие творчеству колористов весьма пристальное внимание.

Таким образом, логическим путем было доказано, что Ростов-на-Дону начала XXI века является особым мигрирующим творческим центром. Мировой творческий Разум даем нам второй шанс после 80-90-х годов прошлого века. Теперь на ростовчанах лежит ответственность – не прозевать и не уничтожить цензурой и своей массовой культурой это ярчайшее явление культуры. Спешите на выставки, пока Он не «сымигрировал» художников в другую часть планеты!

Автор: Сергей САХАРКОВ