Психолог Смирнова: Выполнение домашнего задания - это ответственность ребенка
Для многих семей учебный год превращается в серьезное испытание для детско-родительских отношений. Домашние задания нередко выступают главной причиной разногласий. Как выстроить выполнение уроков, чтобы не только добиться высоких результатов, но и сохранить в семье мирную атмосферу. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на слова психолога Светланы Смирновой, специализирующейся на детских и семейных вопросах.
Эксперт указала, что корень проблемы часто кроется в ошибочных родительских установках. Многие взрослые в приоритет ставят сам процесс и безупречность готовой работы. Они полагают, что ребенок и так понимает свою обязанность и внутреннюю мотивацию. В результате возникает две крайности. Либо родитель полностью контролирует каждый шаг — отрывает от телефона, усаживает за стол, указывает на все недочеты. Либо пускает все на самотек, а после выражает недовольство из-за невыполненных заданий.
Смирнова советует фокусироваться на поддержке в развитии самостоятельности. Важно, чтобы школьник осознал, что подготовка домашних заданий — это зона его личной ответственности. Роль родителей должна трансформироваться из диктаторов в поддерживающих наставников.
Для облегчения задачи психолог предлагает делить работу над уроками на последовательные шаги. Первый — позволить ребенку самостоятельно определить удобное время для занятий. Второй — совместно решить, с какого предмета лучше начать. Не менее полезными будут короткие паузы между разными дисциплинами и система поощрений за качественно сделанную работу.
Как подчеркивает специалист, взрослые часто требуют идеального почерка и многократного перечитывания. Однако если цель — воспитать ответственность, то гораздо действеннее окажется реакция педагога. Когда ученик на собственном опыте сталкивается с последствием своего выбора в форме низкой оценки, это становится для него осознанным уроком.
Смирнова добавила, что иногда мамам и папам достаточно быть просто наблюдателями, отслеживая успехи через электронный дневник или общаясь с учителем. Если же возникают трудности, вместо критики стоит проявить участие, обсудить проблему и предложить свою помощь.
