2024: Объявленный Президентом Путиным Год семьи начнется с суда над Ольгой Анисимовой, пытавшейся усыновить сироту
Будущий 2024-й год объявлен в России Годом Семьи. Целью этого решения Президент РФ Владимир Путин обозначил популяризацию госполитики в сфере защиты семьи и сохранение традиционных семейных ценностей.
На прошедшем 21 декабря заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам глава государства еще раз подчеркнул, что вопрос семьи должен быть "сквозным" во всех планах и программах развития РФ.
Председатель коллегии адвокатов «Диктатура закона» Эдуард Владимирович Буданцев в состоявшемся на этой неделе разговоре ответил на наши вопросы, касающиеся причин того, почему прямые указания Правительства и Президента России если не игнорируются, то не дают эффективных результатов на местах.
В рамках проводимого редакцией “Южного федерального” журналистского расследования по факту уголовного дела в отношении Ольги Анисимовой, пытавшейся усыновить ребенка-сироту из Уфы, мы исследовали вопрос, какие меры реализуются в России касательно органов опеки и попечительства, ответственных за обеспечение семейного воспитания детям, оставшимся без попечения родителей. Что также является частью общей семейной политики России.
В России действует план мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027-го года. Он закреплен в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 122-р от 23 января 2021 г. Мы ознакомились конкретно с тем, что касается развития и совершенствования работы органов опеки и попечительства с семьями и детьми.
Сразу в нескольких пунктах правительственной “дорожной карты” указан ожидаемый результат - сокращение численности детей, в отношении которых было принято решение об отмене усыновления, отмене опеки (попечительства), отстранении опекуна (попечителя). Другими словами, государство идет к тому, чтобы переданных в семьи детей не приходилось потом изымать. Предлагаемыми к реализации этой цели мерами названы совершенствование подхода к выбору приемных семей, их поддержка и сопровождение и т.д.
Напомним, сокращение случаев расторжения договоров опеки указано в распоряжении Правительства. Там же оговорена и методика реализации. Но о том, как на самом деле к исполнению указания федерального центра подходят на местах, можно лишь предполагать. За исполнение госпрограммы ответственные лица из числа региональных чиновников отвечают как минимум должностью. Соответственно, им нужны “красивая” отчетность и строгое соответствие спущенному сверху плану.
В этом может крыться одна из причин многочисленных фактов халатности сотрудников органов опеки, формально подходящих к исполнению своих обязанностей в части сопровождения детей, переданных под опеку.
В Ставрополье опека не следила за судьбой двух мальчиков, переданных в приемную семью. Тем временем, дети там сидели за решеткой и подвергались избиению. Вместе с приемной матерью под суд пошла и специалист органов опеки.
После убийства в приемной семье ребенка в Екатеринбурге под уголовное дело также попала соцработник из органов опеки. И также по статье “халатность”.
Еще одно уголовное дело расследуется в Томской области. Ненадлежащий контроль чиновников за приемной семьей привел к тому, что пятеро приемных детей несколько месяцев страдали от побоев.
Невыявленный факт не приходится вносить в статистику. Соответственно, это может быть выгодным - намеренно бездействовать, чтобы не пришлось портить “цифры”.
Но есть в России и другие случаи, когда бездействие становится выгодным. Для всех, кроме самих детей. Как, например, это случилось на Алтае. За денежное вознаграждение сотрудница органов опеки забывала про интересы несовершеннолетних, но охраняла интересы опекунов в части пользования имуществом опекаемых детей и получаемых от государства выплат.
В таких случаях опека и попечительство в прямом смысле слова становятся бизнесом. Профессиональные опекуны могут позволить себе не работать и существовать на деньги государства. Опека имеет как минимум отличные показатели. А в некоторых случаях и материальную благодарность за “невмешательство”. Специалисты предпочитают не вникать в то, каким образом воспитываются и чему учатся дети в таких семьях.
Мы зашли на официальный портал Правительства РФ в раздел “Семейная политика. Защита детства и воспитание”. В подразделе “Ключевые решения” мы обнаружили, что он пополняется лишь один раз в год.
Достаточно ли это для того, чтобы навести наконец порядок в работе органов опеки и попечительства? Совещания, заседания, комиссии с участием первых лиц государства в том числе, проводятся регулярно. При этом критически мало отчетов о результативности принимаемых мер.
Нацпроекты, госпрограммы, прямые указания Правительства и Президента РФ буксуют на местах. Об этом свидетельствуют регулярные новости из регионов России, где то и дело упоминаются конфликты как приемных, так и родных семей с органами опеки.
Ольге Анисимовой, в деле которой мы сегодня пытаемся разобраться по просьбе ее близких, на непонятных основаниях отказали в усыновлении ребенка-сироты. Чиновники органов опеки предпочли передачу мальчика в семью профессиональных опекунов.
Ольга Анисимова
Напомним, Ольга обвиняется в покушении на взятку сотрудникам органов опеки и попечительства Уфы. Мы подали официальный запрос от имени редакции портала "Южный федеральный" в Министерство семьи, труда и соцзащиты Республики Башкортостан. Вопросы касаются принятых уфимскими специалистами опеки решений, легших в основу произошедшего с Ольгой Анисимовой.
В разговоре с редакцией “Южного федерального” Эдуард Владимирович Буданцев, чьи коллеги из «Диктатуры закона» занимаются защитой Ольги Анисимовой в суде, сообщил нам о том, что юристы его коллегии адвокатов вплотную занялись изучением проблематики опеки и попечительства в России.
Председатель коллегии адвокатов «Диктатура закона» Эдуард Буданцев
-Здесь необходим комплексный подход. Сама структура российских органов опеки и попечительства такова, что нет единого органа государственной власти, в чьем ведомстве находился бы полный объем соответствующих полномочий. Эта разрозненность в модели подчиненности создает излишнюю бюрократическую нагрузку, которая и без того является одним из ключевых препятствий в работе органов исполнительной власти, - сказал Эдуард Буданцев.
Инициатива о создании единого госоргана, пока в пилотном варианте, прорабатывается в том числе и в аппарате уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Марии Львовой-Беловой.
-Деятельность органов опеки и попечительства изучается нами во всех аспектах. В том числе, и с точки зрения имеющейся судебной практики. Наша задача состоит в том, чтобы найти и сформулировать предложения, реализация которых устранит факторы, провоцирующие специалистов органов опеки на совершение действий, влекущих за собой серьезные последствия как для участников конкретных дел, так и для российской системы защиты детей в целом, - сказал Эдуард Буданцев.
По итогам своей работы «Диктатура закона» намерена обратиться в законодательные, правоохранительные и надзорные органы России.
"Дорожная карта" Правительства РФ, включающая детальный план по преобразованию системы защиты семьи и детства, должна быть реализована в России до 2027-го года. Для того, чтобы ожидаемые результаты стали реальными, а не остались на бумаге, необходимы серьезные решения. Важно, чтобы они были своевременными.