Юрист Колпащиков рассказал о последствиях для учредителей и директора в случае банкротства юрлица

Заявление компании о банкротстве — это не волшебная палочка, которая растворяет долги в воздухе, а для руководства и владельцев — не билет в безответственное будущее. Напротив, процедура несостоятельности всё чаще становится для кредиторов инструментом, чтобы «дотянуться» до личного имущества тех, кто стоял за бизнесом.
Руководителям и учредителям грозит не просто потеря контроля над фирмой, а субсидиарная ответственность и взыскание убытков. Кого именно могут признать контролирующим лицом, какие действия ведут к личной финансовой ответственности и как доказать свою добросовестность — об этом в эксклюзивном комментарии для «Южного Федерального» рассказал управляющий партнёр Юридического центра «Де-Конс» Аркадий Колпащиков.
Эксперт ответил, что грозит владельцам и руководителям и как избежать персональной ответственности в случае возникновения необходимости проведения данной процедуры.
Важно знать, что когда речь заходит о банкротстве юридического лица, то в редких случаях это ограничивается рамками лишь самой компании. Напротив, гораздо чаще данную процедуру инициируют для того, чтобы, так сказать, дотянуться до контролирующих должника лиц (КДЛ) и их имущества.
К КДЛ относят не только руководителей и учредителей. К ответственности также могут быть привлечены следующие лица:
- формальные (номинальные) руководители;
- ликвидаторы;
- лица, фактически определяющие решения должника - родственники, финансовые директора, главные бухгалтера, руководители филиалов, ключевые контрагенты;
- лица, действующие на основании доверенности и т.п.
В случае банкротства компании, КДЛ могут не только привлечь к ответственности, им также может грозить взыскание убытков. Это возможно в том случае, когда действия КДЛ привели к банкротству или осложнили расчеты с кредиторами. Тогда задолженность взыскивается в пользу кредиторов.
В пользу самой компании-банкрота убытки взыскиваются в том случае, когда действия руководства нанесли вред организации, но не стали причиной ее банкротства.
- Нельзя за одно и то же нарушение одновременно привлечь к убыткам и к субсидиарной ответственности, нужно выбрать только одно требование, - обратил внимание Аркадий Колпащиков.
Стоит отметить, что субсидиарная ответственность или убытки не наступают автоматически. Кредиторы или управляющий должны доказать, что в действиях КДЛ есть основания для привлечения к ответственности. Это может быть:
- заключение убыточных или заведомо невыгодных сделок;
- отсутствие бухгалтерской документации или ее искажение, препятствующее формированию конкурсной массы;
- утрата корпоративных документов, обязательных к хранению;
- возникновение более 50% требований кредиторов третьей очереди вследствие совершения правонарушений;
- неподача заявления о банкротстве при наличии признаков несостоятельности;
- предоставление недостоверных или неполных сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс.
Чтобы руководителю и учредителю минимизировать риски личной ответственности, важно доказать, что банкротство компании возникло в результате объективных причин. Само же контролирующее лицо действовало добросовестно и предпринимало необходимые меры для вывода компании из кризиса.
В случае возникновения финансовых проблем у компании, руководителю и учредителям необходимо разработать экономически обоснованный план выхода из кризисной ситуации. Причем, он должен быть потенциально исполнимым и включать в себя конкретные действия по стабилизации финансового состояния.
В том случае, если компания совершает сделки, которые в случае неудачи могут привести к банкротству, важно получить необходимые корпоративные одобрения. Необходимо составить прогноз исполнения сделки и ее влияния на состояние компании. Также нужно оценивать рыночность условий. Если же заключить сделку на рыночных условиях невозможно, то необходимо продумывать обоснование причин заключения сделки в ущерб юридическому лицу.
