Психотерапевт Розов рассказал, как женщинам справиться с «синдромом отличницы»

Женщины с «синдромом отличницы» с детства привыкли быть лучшими во всем, особенно в учебе. Однако знания не всегда равны успеху.
Психотерапевт, эксперт по семейным отношениям, член «Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги» Виктор Розов в беседе с «Южным Федеральным» описал портрет современной отличницы. По его словам, у такой девушки обязательно имеются в наличие красный диплом университета, курсы повышения квалификации и онлайн-марафоны по саморазвитию.
«Казалось бы, вот она - формула успеха, но не тут-то было. Часто эти «золотые девочки» сталкиваются с суровой реальностью: знания есть, а вот с их применением – беда», - отметил эксперт.
С точки зрения психологии, корни этого явления уходят глубоко в детство. Стремление быть идеальной и получать одобрение от родителей и учителей формирует определенный паттерн поведения. Отличные оценки становятся источником самооценки, а любая неудача воспринимается как личная катастрофа.
У таких людей знания не равны опыту. Ведь книжные знания не могут заменить реального опыта. Возникает страх ошибки, то есть боязнь сделать что-то не идеально, парализует. Перфекционизм – стремление к идеалу мешает начать действовать.
Работодатели сегодня ценят не столько дипломы, сколько практические навыки и умение адаптироваться. Наши отличницы часто оказываются в ситуации, когда их богатый багаж знаний просто не к чему применить, объяснил психотерапевт. Он назвал три причины ухода в бесконечную учебу:
- Низкая самооценка: учеба - способ доказать свою ценность.
- Страх реального мира: в аудитории все понятно и структурировано.
- Прокрастинация: легче учиться, чем начать действовать.
Психолог рассказал, что часто сталкивается в своей работе с подобными случаями. Но выход из замкнутого круга есть. Главное - осознать проблему и начать действовать.
Во-первых, нужно принять несовершенства, ошибки - это нормально и даже полезно. Во-вторых, важно постепенно выходить из зоны комфорта, начав с малого. Фокус должен быть на практике: применяйте знания, даже если результат не идеален. Знания - это прекрасно, но они должны служить инструментом, а не самоцелью.
Важно найти баланс между теорией и практикой. Чтобы адаптировать знания к реальности, специалист предложил три вида деятельности:
- Волонтерство: отличный способ применить знания и получить опыт.
- Стажировки: погружение в реальную рабочую среду.
- Собственные проекты: создайте что-то свое, пусть даже маленькое.
«Хотите ли бы оставаться человеком-библиотекой или стать успешным профессионалом? Выбор за вами. Но помните: истинная ценность знаний раскрывается только тогда, когда вы начинаете их применять», - сказал Виктор Розов.
В заключении и он добавил, что «синдром отличницы» – это не приговор, а вызов. Вызов самой себе, своим страхам и ограничениям. Пора перестать прятаться за учебниками и начать жить полной жизнью, применяя все те знания, которые вы так усердно накапливали.