«МК»: Трамп заставил Панаму капитулировать и «плюнуть» на Пекин
AP Photo / Alex Brandon
Примерно за месяц до того, как Дональд Трамп стал президентом США, он впервые заявил о планах вытеснить китайские компании из района Панамского канала. Вначале панамские власти проявили независимость, но вскоре согласились с его требованиями. К моменту дипломатического успеха Трамп пробыл в Белом доме всего несколько недель.
После возвращения Трампа к власти в США последовала четкая формулировка: присутствие Китая в Панаме для Вашингтона неприемлемо. На протяжении многих лет американское руководство боролось не только с китайским влиянием, но также c условиями прохода своих судов через канал и с тарифами, установленными Панамой.
Пит Хегсет, вступивший на должность министра обороны 29 января, заявил, что правительство его страны приложит все усилия для гарантии «свободы судоходства в Панамском канале».
Американцы ранее продемонстрировали готовность к возможным силовым действиям, напомнив об успешной операции «Правое дело» 1989 года. Однако президент Панамы Хосе Рауль Мулино сообщил, что страна планирует обратиться в ООН, указав на недопустимость обсуждения ее суверенитета и контроля над каналом.
2 февраля в Панаму прибыл госсекретарь США Марко Рубио. Его переговоры с Мулино были категоричными, он подчеркнул, что США добьются своей цели как дипломатически, так и другими способами. В "МК" полагают, что Соединенные Штаты смогут установить контроль над Панамским каналом.
В официальном сообщении Госдепартамента сказано о недопустимости сложившейся ситуации. Американская сторона ясно дала понять, что в случае отсутствия необходимых изменений, Вашингтон оставляет за собой право на любые действия для защиты своих стратегических интересов.
После этого президент Панамы Хосе Рауль Мулино пересмотрел свои намерения, отказавшись от обращения в ООН и поддержав усилия США. Он отметил дружелюбный характер переговоров с Марко Рубио и подчеркнул, что вопросы суверенитета Панамы не затрагивались. Также он объявил, что власти решили не продлевать соглашение с КНР, заключенное в 2017 году в рамках инициативы «Один пояс, один путь».