Новый Шелковый путь: Зачем Китай объединяет Европу и Азию
Китайский проект "Пояс и путь" ("Один пояс, один путь", Новый Шелковый путь) это один из самых амбициозных инфраструктурных проектов всех времен.
Инициатива была выдвинута в 2013 году председателем КНР Си Цзиньпином и включает в себя целую серию проектов развития и инвестиций, направленных на соединение Европы и Азии с помощью всех видов транспортной инфраструктуры. В течение десятилетия инициатива распространилась на Африку, Океанию и Латинскую Америку, значительно усилив глобальное экономическое и политическое влияние Китайской Народной Республики.
В настоящее время Новый Шелковый путь охватывает 151 страну (с потенциалом роста) и считается центральной опорой внешней политики Си Цзиньпина, нацеленной на усиление роли Китая в мире.
Исторический Шелковый путь был проложен во времена китайской династии Хань (с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э.). Древние китайцы создали торговую сеть через Центральную Азию (современный Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) и современные Индию и Пакистан. Кроме того, эти торговые пути протянулись более чем на 6 тыс км в Европу.
Таким образом, в те древние времена Китай находился в центре древней глобализации. Он соединял восточные и западные рынки, стимулировал развитие экономики и обменивался культурными и религиозными традициями. Ценные китайские шелка, специи, фарфор и другие товары перемещались на запад, в то время как Китай получал золото и другие драгоценные металлы, слоновую кость и стеклянную посуду. Использование Шелкового пути достигло своего пика в течение первого тысячелетия, во времена Римской и Византийской империй и династии Тан с 7 по 10 века в Китае. Но крестовые походы, а также монгольское ханство в Центральной Азии ослабили международную торговлю.
Си Цзиньпин впервые представил проект "Один пояс, один путь" во время официального визита в Казахстан в сентябре 2013 года. "Пояс" - это предлагаемые сухопутные маршруты автомобильного и железнодорожного транспорта через материковую часть Центральной Азии вдоль известных исторических торговых путей. "Путь" - это обозначение “Морского Шелкового пути XXI века” - морские маршруты из Юго-Восточной и Южной Азии через Ближний Восток и Африку в Европу.
Инициатива была закреплена в конституции Коммунистической партии Китая в 2017 году. Администрация Си Цзиньпина описывает инициативу как "попытку улучшить региональные связи и построить светлое будущее".
У проекта установлена дата завершения - 2049 год, когда Китайская Народная Республика должна отпраздновать свое 100-летие. Новый шелковый путь это:
- автомагистрали
- железные дороги
- мосты
- порты и воздушные гавани
- плотины
- туннели
- электростанции
- нефте- и газопроводы
- внутренние водные пути
Китай адаптировался к растущим морским перевозкам, поэтому планирует инвестировать в развитие портов вдоль Индийского океана, от Юго-Восточной Азии через Восточную Африку до европейских портов.
Помимо инфраструктуры, неотъемлемой частью Нового Шелкового пути является создание и финансирование сотен специальных экономических и промышленных зон, предназначенных для создания новых рабочих мест и внедрения китайских технологий.
Реализация проекта предусматривает отказ от использования доллара США, Китай использует собственную нацвалюту. Таким образом, китайский юань утверждается как важная глобальная валюта, которой она и должна быть по замыслу Пекина.
Цель Китая при выстраивании Нового Шелкового пути понятна - усиление геополитического и геоэкономического влияния. Вместе со стратегическим планом “Сделано в Китае 2025” (переход от дешевого производства товаров низкого качества к дорогим высокотехнологичным товарам) - это способ для китайской экономики продолжать развиваться посредством здоровой реструктуризации.
Пекин намерен любой ценой избежать судьбы развитых западных стран, которые попали в "ловушку среднего дохода" в 1960-х годах. В этом сценарии, который поражает почти 90% развитых стран, заработная плата выросла, а качество жизни улучшилось по мере роста производства низкого качества. Однако проблема возникла, когда страны сосредоточились на производстве товаров и услуг с более высокой стоимостью, поскольку заработная плата и уровень жизни перестали расти.
Кроме того, "Один пояс, один путь" это хороший способ защититься от американского поворота в сторону Азии, который был инициирован Бараком Обамой и продолжен Дональдом Трампом и Джо Байденом. Соединенные Штаты потратили миллиарды долларов и продемонстрировали решимость строить инфраструктуру и поощрять сотрудничество между азиатскими странами, особенно менее развитыми. Поворот Америки в сторону Азии в последние годы обернулся торговой войной США с Китаем, ростом напряженности вокруг Тайваня, а также усилением напряженности в Южно-Китайском море.
Страны-участницы проекта составляют почти 75% населения мира и генерируют более 50% мирового ВВП. Новый Шелковый путь является наиболее заметным проявлением мощи китайского государства, и он оправдывает опасения американских политиков, которые хотят сохранить статус Соединенных Штатов как ведущей мировой державы.