Центр Хруничева: банкротить нельзя жить
Краткая справка. Предприятие основано в 1916 году как «Первый государственный бронетанко-автомобильный завод». С 1927-го завод передан авиастроительной отрасли. С 1960 года завод перепрофилирован на производство ракетно-космической техники. В 1993-м на базе машиностроительного завода им. Хруничева и КБ «Салют» создан Государственный научно-космический центр им. Хруничева. В 2007 году в Центр также входят ракетно-космический завод (изготовление конструкционных элементов ракет-носителей), завод по эксплуатации ракетно-космической техники, КБ «Арматура» (изготовление наземной арматуры и ракетных пневмогидравлических агрегатов), НИИ космических систем, завод медицинской техники, Воронежский механический завод (производство жидкостных ракетных двигателей 2-й и 3-й ступеней), Омское ПО «Полёт» (выпуск космической и авиационной техники), КБХМ им. Исаева (производство жидкостных ракетных двигателей), Усть-Катавский вагоностроительной завод (выпуск агрегатов для носителя и наземных систем).
Центр специализируется на производстве ракет тяжелого класса «Протон», разгонных блоков, легкой конверсионной ракеты «Рокот», космических аппаратов и элементов космических станций. Также Центр проводит опытно-конструкторские работы по созданию современной универсальной ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара», которая должна заменить «токсичный» и устаревший «Протон».
В настоящий момент Центр возглавляет Алексей Варочко.
Предприятие. Жизнь после смерти СССР
После развала Советского Союза предприятию повезло значительно больше, чем многим другим предприятиям оборонки и космоса. Ракеты тяжелого класса «Протон» были монополистом на международном рынке космических средств доставки подобного класса. Это обстоятельство и запас прочности, доставшийся от советских времен, и позволили предприятию неплохо пережить девяностые и нулевые годы. Неприятности начались после череды неудачных запусков «Протонов».
Протон-МСтатистика аварийных запусков ракеты-носителя «Протон-М» и «Протон-К» (2005–2017 гг.)
В таблице учтены запуски модификаций носителей «Протон-К» и сменившей её «Протон-М».С 1967-го по 2005 годы на 301 успешный запуск приходится 15 запусков, окончившихся аварией или имевших серьезные сбои в работе (данные по «Протону-К»).
При анализе причин «нештатных ситуаций» можно заметить, что в основном это не проблемы конструктивные недоработки «железа» или программного обеспечения. Причинами явились нарушения технологической дисциплины при сборке или подготовке носителей к запуску. Что же лежит в основании падения качества? Как всегда, это комплекс причин. В «тучные времена» монополии ЦиХ на запуски ракет тяжелого класса не уделялось должного внимания перспективам развития производства, организации технологического процесса. Про разного рода коррупционные схемы информации не имеется в связи с закрытым характером предприятия, но, со слов работников предприятия, такое имело место.
Череда аварий с «Протонами» серьёзно сказалась на доверии к коммерческим запускам с использованием «Протонов». Вследствие этого завод, рассчитанный на производство 10 ракет в год, производил их не больше пяти. Часть производственных мощностей простаивала, упали и без того невысокие зарплаты. Завод добила авария «Протона» из-за грубейшего нарушения технологического процесса, когда некие неназванные оптимизаторы при изготовлении двигателя заменили один припой на основе благородных металлов на другой, более дешевый. В итоге – авария, и 71 двигатель отозван на устранение дефекта. На протяжении почти года завод не мог достроить уже почти готовые ракеты, не говоря о затратах на устранение дефекта и падение доверия к носителю. Начались сокращения. Итогом стало вымывание квалифицированных кадров, обладающих уникальным опытом и производственной культуры. Безжалостные менеджеры-вивисекторы не пощадили даже носителей кандидатских и докторских научных степеней.
Нагрузку на предприятие увеличивают и поставщики. Вот что пояснил директор ЦиХ
Затраты на поддержание инфраструктуры при падении производства не придавали динамики развитию.
Рынок
Монополия никогда не бывает вечной, и с конца нулевых у «Протонов» подросли серьезные конкуренты: в Китае – «Шенчжен-5», в ЕС – «Аринан-5», в США – «Фалкон-9». Серьезные проблемы с качеством «Протонов» позволили им закрепиться на рынке. Из всего списка на сегодняшний день самым серьезным конкурентом является «Фалкон-9», стоимость запуска которого незначительно, но ниже стоимости запуска «Протона» – сказывается косвенная поддержка Speic-X государством.
Также изменилась структура космических запусков. В связи с широким применение высокоинтегральных микросхем космические аппараты стали значительно легче, что неминуемо снизило спрос на ракеты класса «Протон».
Ариан-5 Ченчжень-5 Falcon-9Менеджмент
Предыдущий директор ЦиХа Андрей Калиновский, хотя и является обладателем диплома МВТУ им. Баумана, но второе образование получил в Международном институте менеджмента в Великобритании (видимо, британцы, как никто другой, умеют строить ракеты и вообще преуспели в развитии своей промышленности). При Калиновском кредиторская задолженность увеличилась с 28-ми до 52 млрд рублей (без учета задолженности перед поставщиками), на обслуживание долговой нагрузки уходит 4,5 млрд рублей в год. По комплексу заслуг эффективный менеджер Калиновский перешел на другую должность в Роскосмос, его сменил Алексей Варочко, выпускник МАИ, прошедший карьерную лестницу на различных предприятиях космической отрасли.
Пути выхода из кризиса
Новый директор Центра намерен действовать решительно. Для начала он сократил больше чем в 2 раза количество замов. Готов набирать специалистов рабочих профессий. Планируется провести реорганизационные мероприятия: ряд филиалов будут выведены непосредственно из ЦиХ и интегрированы в новое АО, специализирующееся на двигателестроении. Варочко продолжит перенос производства ракет «Ангара» в омском «Полёте», начатый еще предыдущим руководством. Первая ракета на омской площадке должна быть готова в 2022 году.
В этом году запланирован запуск «Ангары», четыре-пять запусков «Протонов» и четыре запуска «Рокота».
Для преодоления кризисной ситуации ЦиХ обратился в Правительство за дополнительным финансированием в размере, превышающем 30 млрд руб. Часть средств планируется получить от продажи земли в Филёвской пойме, где и располагается Центр, под коммерческую застройку. Ведутся переговоры по стоимости земельных участков. Таким образом, завода им. Хруничева в сегодняшнем виде больше не будет.
Темна вода в облацех
По сути кризис Центра – это не только астрономические цифры долгов, болезненные сокращения и даже не скандальная продажа заводских земель. Алексею Варочко и возглавляемому им предприятию предстоит пройти по очень узкой тропинке над пропастью: перенести производство перспективной ракеты «Ангара» из Москвы в Омск. Стратегический замысел понятен и очевиден: в настоящий момент ЦиХ по зарплатам не в состоянии конкурировать с банками и нефтянкой за молодые мозги. Государство ставит целью развитие Сибири и Дальнего Востока. Отсюда перенос производства «Ангары» в Омск и строительство космодрома «Восточный». Вполне возможно перевезти оборудование, но из персонала предприятия Москву на Омск вряд ли кто-то поменяет. А в этом случае привить уникальную производственную культуру ЦиХа будет невозможно, придется выращивать свою. А это всегда годы, и не факт, что получится. Но четко поставленные цели и воля могут творить невозможное. Поэтому лично я желаю Алексею Варочко удачи, а ЦиХу – «многия лета». Потому как существование Центра – это не только деньги и престиж государства. Космос – это залог безопасности и дальнейшего развития.
Южный Федеральный по материалам из открытого доступа в сети интернет