40 мучеников Севастийских, Сороки – история, традиции и обычаи праздника в день весеннего равноденствия
Великий пост 2019 год, вторая седмица – Сорок мучеников Севастийских, история, традиции и обычаи народного праздника весны.
22 марта, в день весеннего равноденствия, Церковь всегда отмечает непереходящий праздник Сорока мучеников, в Севастийском озере прозябавших. В 2019 году он приходится на пятницу, в этот день служится литургия Преждеосвященных Даров.
Печь в этот день «жаворонков» — красивый народный обычай, корни которого уходят в глубокое прошлое.
День весеннего равноденствия в народном календаре считался временем, когда весна окончательно входит в свои права, традиция печь в этот день птиц из пресного или кислого теста существовала еще с дохристианских времен.
К этому дню жаворонки обычно возвращались из теплых краев, а вслед за ними прилетали и другие птицы. Возвращение птиц всегда считалось началом весны. С выпечкой птичек из теста были связаны «заклички» - разнообразные обряды по призыванию весны. Испеченных «жаворонков» рассаживали на окнах, давали играть детям. Ребята крепили птиц к длинным прутьям, забирались на пригорки, проговаривали песенки-стишки.
Конечно, к христианской православной традиции эти обряды никак не относятся - православная церковь не включила день весеннего равноденствия в свой годовой круг праздников. Но постепенно этот день наполнился новым смыслом, и постная выпечка в виде птичек-жаворонков стала символизировать праздник сорока Севастийских мучеников, который получил народное название Сороки (ударение на первый слог).
Так кто же такие мученики Севастийские, чем они прославились, почему их так полюбил русский народ?
В городе Севастии, который сейчас находится на территории Турции, в 320 году сорок воинов-христиан отказались принести жертву языческим идолам. Сначала правители действовали уговорами и обещанием благ, но после того, как воины окончательно отказались приносить жертвы, их заключили в тюрьму. Позже, мучеников вывели раздетых на озеро, в сильный холод. Воинов согнали в ледяную воду озера, а на берегу жарко затопили баню. Все сорок человек стояли, поддерживая друг друга, и пели псалмы. Но позже один из них не выдержал холода и побежал в баню греться. Как только он вошел в жар, то упал замертво, не выдержав перепада температур.
Ночью мучители, что стояли на берегу, увидели, что лед вокруг воинов тает, а над их головами свечение. Тогда один из охранников восславил Бога и залез к ним в воду, и мучеников снова стало сорок.
Наутро все 40 воинов были живы. Мучители насильно их погубили, сожгли на берегу тела, а кости бросили в озеро. Вскоре местный епископ увидел видение о произошедшем событии и отправился к этому месту. Когда епископ с сопровождавшими подошел к озеру, была ночь и лежавшие на дне озера кости «сияли как звезды». Мучеников погребли с почестями и позже прославили.
Не случайно именно жаворонки стали символом этого праздника. Живущие близко к природе наши предки обратили внимание на то, как похож поющий жаворонок на легкую, взмывающую к Богу душу. А то, как взмыв, он внезапно камнем «падает» вниз, понимали как особое смирение этих птичек перед Создателем. Маленькие звонкие птицы мыслились нашими благочестивыми предками, как олицетворение песни, славящей Господа, которую возносили мученики перед своей кончиной. Жаворонки словно показывали не только их смирение, но и устремление ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.