Вход Господень в Иерусалим в 2017 году, смысл и икона праздника

07/04/2017 - 17:33

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, один из двенадцати главных христианских праздников. Он всегда отмечается в шестую неделю Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой и в 2017 году приходится на 9 апреля. Каков смысл этого события, тропарь праздника, а также особенности его иконографии.

Вход Господень в Иерусалим, описали все четыре евангелиста, он является значимым событием последних дней земной жизни Иисуса Христа. Торжественное прибытие в Святой град Спасителя произошло накануне иудейской Пасхи, оно предшествовало Его Страстям и стало осуществлением слов древних пророков.

Так как народ встречал въезжавшего в город Иисуса пальмовыми ветвями, этот праздник называют Неделей Ваий или Цветоносной. На территории Руси пальмы не растут, а самым красивым растением ранней весны является верба, поэтому для нас более понятно издавна принятое название Вербное воскресенье.

За пять дней до Пасхи Господь велел своим ученикам найти молодого осла, который еще ни разу никого на себе не возил. Когда просьба была исполнена, Иисус сел на осла верхом и стал спускаться с Елеонской горы к Иерусалиму. Его сопровождали ученики и встречал народ, расстилая по пути Его следования одежды и пальмовые ветви. Встречающие радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!».

Евангелисты обращают внимание, что младость осла указывает на ритуальную чистоту приносимого Богу в жертву животного.  

Примечательно, что все паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения перед храмом и почитания города. Евангелисты повествуют о том, что Иисус приблизился к Иерусалиму на осле, однако не указывают, каким образом – пешим или верхом, он оказался в городе.

Читать также: Великий пост, Лазарева суббота, традиции и обычаи праздника

В православном богослужении неразрывно связаны Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица. Событие воскрешения праведного Лазаря исторически несколько предшествует последней неделе жизни Спасителя. Но объединенные общим спасительным смыслом, намеренно выстроены Церковью в своеобразную хронологическую цепь.   

Это отражено и в тропаре праздника – специальном славословии, которое вместе с Величанием поют все присутствующие в храме.

На иконе праздника чаще всего изображается Спаситель, восседающий на осле. Реже рядом изображается еще и жеребенок.

За Христом расположены апостолы, а впереди дети, расстилающие одежду и взбирающиеся на деревья за ветвями. Если на иконе помещены жители, то они держат в руках ветви, женщины, как правило, с детьми на руках.  За символически изображаемыми стенами Иерусалима, не редко видно купольное здание, иногда с крестом.

Встречаются изводы, когда по сторонам от Спасителя шествуют апостолы Петр и Иоанн.

В русском иконописном искусстве, начиная с XV столетия, получил широкое распространение извод, когда Христос изображен оборачивающимся на учеников.

Читать также: Особенности питания на шестой неделе Великого поста

Автор: Катерина СОЛОВЬЕВА