ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

24/02/2011 - 10:55

Что мешает сегодня науке и образованию?
Президенту РФ МЕДВЕДЕВУ Д.А.
Министру образования РФ ФУРСЕНКО А.А.
Президенту РАН ОСИПОВУ Ю.С.
Председателю Президиума РАО НИКАНДРОВУ Н.Д.
Главе Республики Калмыкия ОРЛОВУ А.М.
Эпиграф: «…По мнению Вуда, люди, ведущие науку по ложным путям, резко разделяются на две категории: честные заблуждающиеся и обыкновенные мошенники…».*

Уважаемые господа!
В последнее время очень много говорится и пишется о проблемах систем науки и образования, о необходимости повышения конкурентоспособности страны за счет развития «Нашей новой школы» и инновационного творческого мышления. Это действительно острая необходимость, если мы не хотим, чтобы в ближайшие годы Россия стала «сырьевым придатком» для более развитых в технологическом плане держав. Но на пути серьезного развития страны зачастую встают некоторые проблемы, укоренившиеся в системах науки и образования, о которых я хочу рассказать. Они волнуют нас с отцом – людей образовательной системы, – и говорить о них нужно именно сегодня, в преддверии Дня защитника Отечества…

Коротко о нас

Мой отец, Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, потерявший ногу в боях за Родину, кавалер ордена Отечественной войны I, II степеней. Высшее образование он получил после войны, отдал всего себя науке и преподаванию, академик РАО с 1989 года, профессор, доктор педагогических наук, автор более 1000 научных публикаций, удостоен звания «Заслуженный деятель науки РСФСР», лауреат премии Президента РФ, осенью ему исполнится 90 лет, но он преподает до сих пор. Я, Батыр Пюрвеевич, также – профессор и доктор педагогики, мой младший брат Очир – кандидат философских наук. Иными словами – семья научная.
Отец всегда очень любил математику и привил мне эту любовь практически с рождения. Наши научные интересы очень близки, но различны. Отец работает над методикой преподавания математики в «чистом виде», в начальной и средней школе, я – В СТАРШИХ КЛАССАХ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ с помощью матричных таблиц, визуализации, материализованных моделей, компьютерных технологий. Мы оба видим свою основную задачу в том, чтобы готовить в стенах Калмыцкого государственного университета достойных, знающих учителей математики и информатики, не только хорошо владеющих самим предметом, но и умеющих творчески преподнести его детям – своим ученикам. Поэтому мы считаем, что выполняем стратегическую задачу на благо нашей малой родины – Республики Калмыкия и большой Родины – России.

Оба мы принадлежим к «классической» школе преподавания, которая старается очистить знание, передать его потомкам без каких бы то ни было посторонних «примесей», без «размывания» и обесценивания понятий. А творческое начало для нас привносится в процессе непосредственной передачи этих знаний. Но так происходит не везде и не у всех.

Об этнопедагогике

При всем моем уважении к авторитету ныне покойного основоположника этнопедагогики – это наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов – Г.Н. Волкова, я вполне разделяю мнение многих своих коллег, что данная научная школа применима в культурно-гуманитарной сфере, но абсолютно неприменима в сфере точных наук. Нет в мире «монгольской и тем более калмыцкой» математики, эта наука абсолютно международная и универсальная, но в методике их преподавания могут быть реализованы достижения региональных школ образования. К сожалению, эту точку зрения разделяют далеко не все мои коллеги на Юге России и в Москве.

1990–2000-е годы были очень тяжелыми для нашей страны и каждого ее народа. Калмыки относятся к числу тех несчастных народов – крымские татары, ингуши, чеченцы и др., – кто подвергся выселению с исконно занимаемых земель в годы сталинских репрессий. Восстановление исторической справедливости и реабилитация незаконно ущемленных народов, возрождение их самобытности и национального духа – дело святое и прекрасное. Но к этому замечательному процессу, как это бывает очень часто, присоединяются «честные заблуждающиеся» и «обыкновенные мошенники».

В частности, стало модно распространять этнопедагогику на сферу точных наук и их преподавания. Причем зачастую кандидатские диссертации и учебные пособия по «национальным» методикам преподавания «точной» дисциплины не содержат никакого нового дидактического материала, не привносят ничего в плане совершенствования знаний о математике или физике, о способах их преподавания. Эти работы являются псевдонаучными, спекулирующими на этнографическом элементе. Тем не менее, их много год от года становится всё больше, и такими темпами преподаватель математики из Калмыкии в скором времени перестанет понимать преподавателя математики из Москвы! Кто от этого выиграет?

Более того, преподаватель университета, который во главу угла ставит не предмет, который он преподает, а «этнографический элемент», сможет научить своих студентов именно этнографии, а не математике или физике. В результате через несколько поколений мы,
таким образом, получим не улучшение, а резкое падение качества образования и рост националистических, даже шовинистских настроений во всех «национальных» регионах. И, добро бы, эти «этнографы» хотя бы владели родным языком в совершенстве, знали историю и культуру! Они даже это считают необязательным при сдаче экзаменов кандидатского минимума.

Конкретные примеры

В нашем Калмыцком университете я и отец работаем несколько десятилетий. Оба имеем степени докторов наук, звания профессоров. До сентября 2010 года я исполнял обязанности заведующего кафедрой математики, информатики и дидактики. Но ректор умышленно не проводил выборы, а в конце учебного года кафедру переименовали, расширив тем самым ее специфику. Теперь у нас есть кафедра математики и информационных технологий – казалось бы, дело внутривузовское, факультетское. Но, извините, «информатика» – наука о компьютерных технологиях и их применении в повседневности, а «информационные технологии» – это и интернет, и реклама, и PR и многое другое!

Так чему будут учить на этой кафедре? Если методика преподавания математики удалена из наименования кафедры, это затрудняет получение званий доцента, затрудняет открытие магистратуры, аспирантуры по методике математике.

Дальше – больше. Меня отстранили от руководства кафедрой, а новым заведующим поставили человека со степенью кандидата наук, старшего преподавателя, защитившего диссертацию с явно «этническим», а не «математическим» компонентом! Профессор-математик не нужен, нужен «этнограф»…

Сделано всё это было при помощи «административного ресурса», без выборов, без обсуждения. Заведующей кафедрой была назначена старший преподаватель, защитившая диссертацию под моим руководством. Не поймите меня превратно, я согласен давать дорогу молодым, но молодым профессионалам, которые будут превосходить меня по уровню степени и знаний нашего главного предмета – методики преподавания математики и информатики в школах, а самое главное, по проблемам методики преподавания высшей математики. Так же «технично» меня отстранили от руководства магистерской программой по специальности «Профессиональное образование» (я подготовил аспирантов, кандидатов наук, занимался научным руководством при подготовке докторских диссертаций, имею массу публикаций, опыта и т.д. именно по данному профилю, но на это место ставят равного мне по рангу человека, 20 лет занимавшегося сугубо управленческой, а не научно-педагогической деятельностью).

Есть и другие примеры. В частности, преподаватели математики, не имеющие отношения к профессиональной подготовке студентов, пишут диссертации по темам (экология, синергетика), которые не всякому магистру физтеха по зубам, а в диссертационном совете сидят уважаемые авторитетные ученые, но не специалисты в данном направлении, и диссертация защищается «на ура», хотя научная ее ценность весьма сомнительна. И в заключение – яркий пример информационной мины. На крупный российский грант бывший ректор КГУ и заведующий кафедрой педагогики готовили исследование по проблемам управления педагогическими системами. И в это исследование был включен совершенно чужеродный текст из книг «Менеджер мафии», автор скрывается в одной из стран Европы от правосудия, и «Сионские мудрецы», автор Александр Нилус. Раздел этого исследования «Законы мышления» является чистым плагиатом пособия: Энкельман Н. «Преуспеть с радостью». И этому «труду» присвоен гриф учебного пособия на уровне Российской академии образования! Иными словами, государство призывает изучать данный «труд», изучать опыт мафиозных структур и идти в руководство страны? Что это – обучение или дискредитация?

Чего я добиваюсь?

Возможно, мое письмо вышло излишне эмоциональным и резким. Но это – только потому, что наболело, что я люблю Калмыкию и Россию. Мне хочется для них светлого будущего, а не мракобесия и междоусобиц. И я готов принести все свои знания, весь свой опыт на алтарь служения Родине. Именно поэтому мне так больно видеть, что образование и наука зачастую и всё глубже подменяются псевдообразованием, псевдонаукой.

Я прошу РАО и РАН, ВАК, Министерство образования ужесточить требования к выдвигаемым на защиту и защищаемым диссертациям, к публикациям, которые получают гриф учебных пособий. О том же прошу своих коллег-ученых, которые готовят аспирантов и участвуют в диссертационных советах: будьте построже к молодым ученым, требуйте от них высокого профессионализма, подлинных знаний, а не их подмены чем бы то ни было, будь то этнопедагогика или любая другая отрасль знаний, не имеющая отношения к нашим дисциплинам.

Я учился в МГУ и РГУ, бывал во многих вузах России и зарубежья, я – человек состоявшийся. И лично для себя мне нужно очень немногое. Но обидно будет, если дело подлинного просвещения, обогащения знаниями наших потомков во благо им самим и стране пойдет прахом из-за действий «честно заблуждающихся» и «обыкновенных мошенников»! Обратите внимание на проблему, пока не поздно!

С уважением Батыр Пюрвеевич ЭРДНИЕВ, доктор педагогических наук, профессор КГУ

*В. Сибрук. «Роберт Вуд – современный чародей физической лаборатории. История американского мальчика, который стал самым дерзким и оригинальным экспериментатором наших дней, но так и не вырос» //Государственное издательство физико-математической литературы, М.: 1960 г., с 230.

Автор: Сергей САХАРКОВ