Радикальный ислам в Татарстане: точка невозврата пройдена?
Взрывы, боевики-исламисты, криминальные структуры под маской религиозных организаций - все это еще недавно казалось в Татарстане абсолютно нереальным. Теперь региону, прежде считавшемуся оплотом спокойствия, прочат даже сценарии вооруженной борьбы. И не верить таким прогнозам становится все сложнее.
Спустя неделю после Нажать прозвучавших взрывов и у силовиков, и у
экспертов больше вопросов, чем ответов.
Я иду по давно знакомым казанским улицам и понимаю: что-то неуловимо изменилось. После покушения на муфтия и убийства его заместителя прошла уже неделя. Но некоторые женщины, заходя в мечеть, все еще на мгновение останавливаются у дверей.
"Верю, что Всевышний не оставит нас, но страх пока не проходит. Никогда не думала, что у нас в Татарстане будут стрелять в имамов, - говорит мне девушка по имени Эльвира. - Никак не могу привыкнуть, что у входа в мечеть теперь стоят полицейские. И не хочу привыкать!"
“Прозвучавшие взрывы и стрельба – лишь начало”, - с грустью, но уверенно говорит мне известный теолог, муфтий Фарид Салман. По его оценкам, последователей радикального ислама в Татарстане уже более трех тысяч человек, и далеко не все из них настроены на мирный диалог.
Мы идем по парку и проходящий мимо знакомый приветствует Салмана словами: "Здравствуй, Фарид! Рад видеть тебя живым".
Призывы к убийству часто и открыто критикующих ваххабизм верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман Талгата Таджутдина, теолога Фарида Салмана, муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузина и нескольких других людей уже появились на форумах мусульман-радикалов. В этом списке была и фамилия заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова, убитого в прошлый четверг.
Счет на сотни
Задержания и допросы свидетелей и подозреваемых по делу о покушении на муфтия Татарстана и убийству его заместителя продолжаются. Точное число задержанных не называется.
Как сообщили Би-би-си источники в правоохранительных органах, было опрошено более 100 человек. На страницах казанских мусульманских групп в социальных сетях фигурируют данные о 500 задержанных.
У судов, где выносятся решения о мере пресечения, собираются десятки людей. Многие говорят, что пришли поддержать "братьев мусульман".
В среду у одного из казанских судов, когда задержанных стали выводить из автозака, собравшиеся стали скандировать:"Аллах акбар!"
Адвокат Муса Плиев заявил Би-би-си, что под предлогом поиска преступников власти совершают "расправу с неугодными". Ему уже поступило несколько обращений с просьбой приехать в Казань для защиты задержанных.
"По-моему, там творится беспредел. Идут гонения на мусульман. Ситуация серьезная, но она искусственно создана. Силовые структуры используют дело о покушении на муфтия, чтобы расправиться с неугодными", - сказал Плиев.
Правоверный рэкет
Неожиданно серьезную поддержку радикально настроенные мусульмане получили от представителей части криминального мира.
По информации источников Би-би-си в силовых структурах, сбор "дани" на некоторых рынках Казани рэкетиры теперь мотивируют необходимостью каждого правоверного мусульманина уплатить закят (милостыню) в пользу джамаата.
Деньги якобы идут на помощь "братьям", сидящим в тюрьмах, и тем, кто ведет джихад. С торговцев, не исповедующих ислам, вымогают деньги, ссылаясь на "налог для неверных".
По данным экспертов, активная пропаганда ваххабизма ведется и на зонах. Многих заключенных привлекает радикальная идеология, поскольку грехи и преступления, совершенные до принятия "чистого" ислама, списываются.
Возможность совершать новые преступления может оправдываться, если это часть "джихада".
История болезни
Покушение на муфтия - далеко не первое громкое преступление преступление на религиозной почве в Татарстане
В 1999 году группа обученных на Северном Кавказе боевиков взорвала в республике две ветки магистрального газопровода.
Примерно в это же время выпускники татарстанских медресе, исламских духовных училищ, были опознаны среди боевиков, убитых в ходе второй чеченской кампании. Несколько образовательных учреждений после этого закрыли.
В начале 2000-х выходцы из Татарстана были замечены уже в рядах ополчения талибов. Два жителя республики были захвачены американскими военными и провели несколько лет в тюрьме Гуантанамо.
В ноябре 2010 выяснилось, что боевики есть и в самом Татарстане. В лесу на юге богатого нефтью Нурлатского района республики егерь случайно обнаружил несколько вооруженных молодых людей.
В результате спецоперации сотрудников правоохранительных органов все они были убиты. При этом был найден большой схрон продуктов и оружия, в том числе и гранатометов.
Две важные детали: один из убитых оказался сыном прокурора Чистопольского района Татарстана - материально обеспеченного и уважаемого человека. По оперативным данным МВД, молодой человек являлся приверженцем ваххабизма.
Еще один убитый был, как выяснилось, членом запрещенной экстремистской организации "Хизб-ут Тахрир"
"Ваххабиты и хизбут-тахрировцы представляют два разных течения радикального ислама, но в Татарстане в последние годы они действуют уже совместно", - подчеркивает глава Приволжского центра Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.
"Последователи разных экстремистских версий ислама в республике пока забыли о богословских разногласиях и объединяют усилия для расширения своего влияния. И это неплохо у них получается. Последователи и сочувствующие радикалам уже есть и среди высокопоставленных чиновников, и в силовых структурах", - говорит эксперт.
В январе этого года под Казанью в одной из деревень была найдена подпольная лаборатория по производству взрывчатки. Узнали о ее существовании только потому, что случайно во время изготовления сдетонировала бомба.
Несмотря на это на прошедшем недавно совещании региональных глав Приволжского федерального округа Татарстан похвалили за низкий уровень религиозного экстремизма.
"Несмотря на все "звоночки" и неоднократные заявления экспертов о том, что в Татарстане нарастает влияние ваххабитов, власти предпочитали поддерживать версию о мире и спокойствии в регионе. Нас не слушали и не давали говорить. В итоге ситуация вышла из-под контроля и теперь спокойствие – не более чем иллюзия", - говорит Сулейманов, раньше работавший в Казанском федеральном университете.
После ряда публикаций о развитии радикального ислама в Татарстане в конце 2010 он был уволен из центра Центра евразийских исследований ВУЗа, а сам центр - вскоре закрыт.
С ним соглашается и муфтий Фарид Салман: "Покушение на муфтия - это уже открытый и смелый вызов. Видимо, точка невозврата уже пройдена. В Татарстане выросло уже не одно поколение убежденных ваххабитов. И от своей идеи - построения здесь джамаата - они легко уже не откажутся. А значит, нас может ждать еще не одно показательное проявление силы".
Эксперты сходятся во мнении, что последователи радикальных течений могут совершить еще ряд преступлений, чтобы убрать несговорчивых имамов и запугать остальных. Ближайшая цель - выбить у властей доступ к финансовым и административным ресурсам в обмен на обещание мира накануне Универсиады - всемирных студенческих игр, которые должны пройти в Казани в 2013 году.
Кавказский и арабский следы
Большую роль в радикализации региона сыграли арабские проповедники, которые приезжали в Россию "возрождать" религию. В 1990-е годы они не только рассказывали о вере, издавали литературу и строили мечети, но и приглашали к себе на учебу. В итоге теперь в Татарстане есть целая плеяда молодых религиозных лидеров, отучившихся в Саудовской Аравии и Египте.
В 2011 году известный полевой командир Доку Умаров заявил о том, что кавказские моджахеды должны переселяться в Поволжье, чтобы поднять здешних мусульман на джихад. Итогом вооруженного сопротивления, по мысли боевика, должно стать создание провинции Идель-Урал в составе так называемого большого Кавказского имарата.
С недавнего времени в социальных сетях татарские националисты начали призывать молодых людей подражать сверстникам из Чечни и Дагестана в стиле одежды, манерах поведения и основах веры.
В день покушения на муфтия Татарстана в интернете появилось видеообращение "моджахедов Татарстана", в котором они заявили о верности Доку Умарову.
"Татарскую молодежь кавказцы приглашают в свои джамааты, сформированные в Поволжье, где начинают пропагандировать "лесную" идеологию. В результате некоторая часть ребят отправляется на Северный Кавказ для прохождения подготовки в бандподполье с перспективой возвращения с полученным опытом, в том числе и военным, для начала "джихада" в Татарстане", - поясняет Сулейманов.
Попытка перелома
Илдус Файзов, став муфтием в апреле прошлого года, попытался изменить ситуацию. Он пришел на смену ушедшему в отставку Гусману Исхакову, возглавлявшему мусульман Татарстана 13 лет. По официальной версии, он ушел по состоянию здоровья. По неофициальной - уйти его попросили республиканские власти, поскольку именно при Исхакове в Татарстане возросло влияние радикально настроенных мусульман.
Файзов начал заменять имамов ряда мечетей, объявил переаттестацию священнослужителей. Эти действия вызвали немало протестов. Так имам альметьевской мечети попытался создать альтернативный муфтият.
В апреле этого года Файзов решил назначить себя и настоятелем соборной мечети республики. Однако эта попытка вызвала большое недовольство и отпор со стороны прихожан "Кул Шарифа".
В день выборов в мечеть съехалось несколько сотен мусульман из разных районов республики. Некоторые из них выкрикивали резкие лозунги.
По данным источников Би-би-си в правоохранительных органах, среди пришедших в мечеть в тот день были замечены и бывшие члены организованных преступных группировок, а также сторонники запрещенного экстремистского движения "Хизб ут-Тахрир".
Собравшиеся заявили о солидарности с имамом Юнусовым, а активисты радикального союза татарской молодежи "Азатлык" даже пообещали вывести людей на улицы, если Файзов все же решится стать настоятелем.
В напряженную ситуацию тогда вмешались представители правительства Татарстана. В итоге Рамиль Юнусов был возвращен на пост имам-хатыба. А Илдусу Файзову осталось лишь через собрать пресс-конференцию и открыто заявить о том, что в республике идет война с радикальным исламом.
19 июля эта война, очевидно, вышла на новый уровень. Машина муфтия была взорвана и он чудом остался жив. Часом ранее в подъезде своего дома был застрелен его бывший заместитель и главный идеолог борьбы с радикальным исламом в Татарстане Валиулла Якупов.
Не допустить дальнейшего распространения радикального ислама в регионе сейчас будет на порядок сложнее, чем еще пару лет назад. При этом властям нужно проявить твердость, но не перегнуть палку. Попытка оправдать допущенные ошибки количеством осужденных, равно как и перекладывание всей вины лишь на несколько стрелочников, вызовет лишь негативную реакцию мусульманского сообщества.
Чтобы добиться успеха, жесткое противостояние похоже уже окрепшему радикальному подполью власти придется совмещать с тонкой борьбой за умы и души подрастающего поколения мусульман.