Наконец-то ВТО

02/01/2012 - 16:28

На хрена им нас в ВТО принимать, если мы и так все выполняем?«- ругался в апреле премьер Владимир Путин. Россия установила рекорд — переговоры длились 18 лет. Завершить их удалось в ноябре 2011 г., а в декабре был подписан протокол о присоединении к торговой организации. На его ратификацию дается 220 дней. По прогнозу Минэкономразвития, полноправным участником ВТО Россия станет с сентября 2012 г.

Во время переговоров Россию упрекали за гипертрофированную роль государства в экономике. Самый яркий пример — газовая отрасль, следует из доклада рабочей группы: госкомпания «Газпром» доминирует на рынке, обладает монополией на экспорт, ценообразование противоречит рыночным принципам. Претензии были услышаны, но не более: отказываться от контроля в экономике правительство не намерено.

Кто выигрывает
Присоединение к ВТО позволит российским компаниям избегать дискриминации на зарубежных рынках, объясняет профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. Из-за этого, по оценке Минэкономразвития, бизнес теряет по $2 млрд в год. Участие в ВТО позволяет добиваться снижения торговых барьеров, добавляет Портанский, это возможность участвовать в выработке мировых правил торговли.

В обмен на доступ на внешние рынки Россия должна открывать свои. Однако чиновники Минэкономразвития и аппарата правительства уверяют, что вступить в организацию удалось на выгодных условиях: к 2020 г. средняя вывозная пошлина уменьшится с 10,3 до 7,1%, в том числе с 15,6 до 11,2% для сельхозтоваров и с 9,4 до 6,4% — для промышленных.

Промышленность выигрывает от присоединения к ВТО благодаря снижению пошлин на импортное оборудование, отмечают аналитики «Ренессанс капитала» и Uniсredit: например, ФСК ввозит до 70% оборудования, а «Русгидро» — 20%. Явно выгодно присоединение к ВТО для «ритейлеров», специализирующихся на электронике, уверены в Uniсredit: снизятся пошлины на импорт. Многое будет зависеть от поставщиков, но покупатель через какое-то время должен почувствовать выгоду от членства России в ВТО, обещает представитель одной из сетей.

В выигрыше от открытия зарубежных рынков экспортоориентированные отрасли — в том числе высокотехнологичные, производители удобрений, перечисляет директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков. «Мы и так сами по себе в ВТО», — шутит вице-президент «Транзаса» (экспортер электронных карт и тренажеров для морских судов) Виктор Годунов: компания давно работает на иностранных рынках. Европа уже отменила пошлины на ввоз российских азотных удобрений, но зато США продлили антидемпинговые пошлины на российский карбамид, рассказывает топ-менеджер компании, производящей удобрения. На ввоз фосфатных и калийных удобрений барьеров и не было, рассказывали гендиректор «Фосагро» Максим Волков и гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер.

В выигрыше металлурги, утверждает Медведков. Но сами металлурги с ним не согласны. С одной стороны, будут отменены квоты на поставку в Европу отдельных видов проката, с другой — эти квоты и так не выбирались, а после их отмены сохраняется угроза антидемпинговых расследований, рассуждает представитель НЛМК Антон Базулев. Для отрасли больше плюсов, оптимистичен Дмитрий Смолин из «Уралсиба». Чтобы выйти на рынок ЕС, некоторые производители черных металлов используют обходные пути: покупают прокатные мощности, чтобы поставлять на эти заводы полуфабрикаты, а благодаря ВТО можно будет напрямую продавать в Европу продукцию с более высокой добавленной стоимостью, объясняет он. Цветная металлургия выиграет от снижения эффективной ставки экспортной пошлины с 10 до 5%, добавляет Смолин.

Кто рискует
В зоне риска сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение, говорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Хлынет поток импортной сельхозтехники, пошлина на которую — всего 5%, сетует директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники Евгений Корчевой. Автопром пострадает из-за снижения пошлин на подержанные сузуки гранд витара и другие иномарки, объясняют несколько сотрудников автоконцернов: «Обсуждаем с правительством инструменты поддержки». Один из них — специальные или антидемпинговые расследования, по их итогам Россия может поднять пошлины на определенные типы автомобилей, говорит директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов.

Вступление в ВТО угробит сельское хозяйство, утверждали противники ВТО. В зоне риска свиноводство и молочное животноводство (к 2020 г. 15%-ные импортные пошлины будут обнулены внутри квоты на свинину, пошлина на молоко снизится с 25 до 15%. — «Ведомости»), объясняет гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Но эти риски можно нейтрализовать за счет сочетания антидемпинговых мер и субсидий, добавляет он. Россия выторговала право не уменьшать нынешний объем поддержки фермеров — около $4 млрд, напоминает сотрудник аппарата правительства. «Как ни цинично звучит, снижение импортных пошлин должно пойти на пользу российскому рынку, в том числе молочному», — замечает исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов: сейчас барьеры несколько искусственно завышены, цена на молоко неадекватно высокая, а потребление остается низким.

В зоне риска трубная отрасль, замечает Смолин: сейчас соглашения с Украиной и Китаем ограничивают импорт, после их отмены конкуренция существенно обострится. Снижение в 3 раза (до 5%) средних ставок пошлин может привести к росту импорта труб на 40%, говорил ранее директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко. Трубные компании за пять лет могут потерять примерно $5 млрд выручки, подсчитал Смолин.

Время ушло
От вступления в ВТО было бы больше пользы года 3-4 назад, сейчас Россия получит меньше дивидендов, чем Китай, который благодаря ВТО смог занять многие рынки, считает председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. За 18 лет переговоров политика корректировалась, согласовывались условия для отраслей, добавляет он, крупные иностранные игроки уже пришли на российский рынок, а российские компании пока не спешат с экспансией, изменений стоит ждать в долгосрочной перспективе. ВТО — имиджевое достижение, уверен вице-президент РСПП Игорь Юргенс, станет легче привлекать инвесторов.

Чиновники тоже осторожны в оценках и анализируют последствия вкупе с интеграцией на постсоветском пространстве. Заработавший в 2010 г. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии с 2012 г. трансформируется в единое экономическое пространство (ЕЭП). В этом году решено, что к 2015 г. ЕЭП превратится в Евразийский союз. Есть оценки, что присоединение к ВТО и создание ЕЭП увеличит объемы торговли на 20%, однако точно рассчитать эффект невозможно, говорит сотрудник аппарата правительства: «А вдруг кризис через полгода?».

Опубликовано: 02.01.12

Автор: Сергей САХАРКОВ