Тарифы ЖКХ – коммунальный терроризм?
Не единожды председатель Правительства РФ Владимир Путин, зная аппетиты коммунальщиков, повторил с экранов телевизоров о том, что цены с нового 2011 года на коммунальные услуги не должны превышать 15 процентов! «Все счета должны выставляться только по показаниям приборов учета, чтобы люди не переплачивали зря за то, что они не потребляют», – сказал В. Путин, подчеркнув при этом, что и уровень тарифов «должен быть экономически обоснованным и необременительным для граждан и экономики».
Кто услышал? В Краснодарском крае в числе не услышавших, похоже, и управляющая компания ООО «ГУК-Краснодар» – правопреемница (МУ «Жилзаказчик», МУ «ГУК-Краснодар») и, по всей вероятности, являющаяся самым «прожорливым монстром» среди УК, ЖСК, ТСЖ, терроризировавших новыми ценами на коммунальные услуги с января 2011 года значительную часть населения города (при оказании услуг, порой оставляющих желать лучшего). Не является ли верхом цинизма – подбросить в конце января коммунальную «бомбу» – квитанции с ценами на ряд услуг, превышающими 15 %, в то время когда люди еще не отошли от трагедии в Домодедовском аэропорту, когда психологически были в шоке от произошедшего теракта? Что ожидали коммунальщики? Надеялись, что повышение пенсий с 1 февраля на 8,8 % смягчит этот удар? Однако можно сказать, что это повышение во многом и «съели» цены на «коммуналку».
О неимоверно высоких ценах на теплоэнергию, воду, свет в Южном регионе «ЮФ» писал не единожды. Тем не менее, аппетит коммунальной краснодарской «акулы» – ООО «ГУК-Краснодар» (доля компании на рынке управления многоквартирными домами составляет порядка 80 %) настолько разгорелся, что даже городские власти не выдержали жалоб, напора жителей и приняли решение «заморозить» тарифы ООО «ГУК-Краснодар» на два месяца. До 1 марта управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК города надлежит привести в соответствие цены для потребителей коммунальных услуг.
ОАО «Краснодартеплоэнерго». Компания входит в вертикально интегрированный холдинг в Краснодарском крае, охватывающий полный цикл выработки и реализации теплоэнергии. В группу компаний наряду с сервисной компанией в сфере реконструкции сетей и генерирующих активов входят ОАО «Краснодаргоргаз», ООО «ГУК-Краснодар», являющиеся поручителями по займу. Компания ООО «ГУК-Краснодар» предоставляет жилищные услуги в г. Краснодаре, доля компании на рынке управления многоквартирными домами составляет более 80 %.
По некотором данным, навязанные жителям ряда домов в городе тарифы за содержание и ремонт жилья превысили прошлогодние на 30–35 процентов. В частности, дом 17 на ул. Захарова. Как рассказала жительница этого дома Лидия Авраменко, по их подсчетам, содержание и ремонт (а ведь именно собственники должны это определять) подорожали всего на 10 процентов! Что и было представлено подробно на 25 листах с протоколами собраний и обоснованием счетной комиссии в ГУК, но там их не услышали. Подобных примеров предостаточно. Не предоставила УК своего отчета ни за 2010-й, ни за 2009 год на проводимых собраниях на ул. Тепличной для дома № 24, чтобы сравнить отчеты – какие работы были проведены за эти два года по ремонту жилья, услугам до заключения нового договора на 2011 год на обслуживание подрядной организацией РЭП-34. Несмотря на неоднократные просьбы собственников, этого не последовало, в результате у жильцов дома нет договоров. Спрашивается, каким образом УК собирается обслуживать дом, какие услуги предоставлять и по каким ценам?
Комментируя взрывоопасную ситуацию с завышением цен на коммунальные услуги, заместитель мэра города Краснодара Олег Радченко сказал, что «…получено немало жалоб на эту тему. Главу города (мэра Краснодара Владимира Евланова. – Ред.) такая ситуация не могла радовать. Он выразил твердую позицию в этом вопросе, не желая идти на поводу управляющих компаний, поручил разобраться с ценообразованием и строжайшим образом спросить с обслуживающих организаций, если те слишком задирают тарифы».
Кроме того, мэр предложил создать штаб для предотвращения необоснованного роста цен на коммуналку. В этом вопросе власти обещают тщательно разбираться по каждому случаю.
По всей вероятности, властям придется заниматься не только контролем роста цен на услуги коммунальщиков, но и контролировать качество оказываемых услуг, не предоставление услуг, за которые ООО «ГУК-Краснодар» регулярно выставляет счета, и жильцы вынуждены оплачивать их, так как все позиции в одной квитанции. Речь идет не только о том, что дворники плохо убирают территорию, а зима и снег, выпавший, наконец, в январе, и вовсе их застали врасплох. Никто снег не убирал, здесь такая традиция – сам растает. И не беда, что люди, в особенности пожилые, не могут идти по скользким тротуарам, лужам от тающего снега.
Речь идет, в частности, о том, что в подъездах не горят лампочки или сгорают очень быстро из-за неисправностей электрики. РЭП-34, к примеру, их не меняет, советует это делать жильцам. В то же время ежемесячно выставляется счет за потребление электроэнергии и за то, что якобы коммунальщики меняют лампочки. Электрика не дождешься. Так и ходят люди, сшибая ноги. И ладно бы только это.
В то время когда существует угроза терроризма, когда всех нас призывают к бдительности, в то время когда губернатор Краснодарского края А. Ткачев, комментируя трагедию в «Домодедово», сказал: «Я хочу, чтобы каждый понял – такое «Домодедово» может случиться в любое время и в любой части страны! И относиться к этой угрозе спустя рукава, надеяться на «авось пронесет» – просто преступление!», не преступление ли исполнителей – не предоставлять услугу по освещению, тем самым подвергая опасности людей, да еще и деньги за это брать? Кстати, согласно счету за январь 2011 года с однокомнатной квартиры ежемесячная плата за освещение мест общего пользования (МОП) более чем в два раза выше прошлогодней!
В настоящее время жильцы, которым не предоставляется услуга (МОП) на протяжении длительного времени, подали жалобу главе города Краснодара, в надзорные органы, иск в суд о причинении материального (порядка 10 тысяч рублей) и морального вреда.
Кстати, еще в декабре 2007 года инспектором Госжилинспекции было предписано РЭП-34 – в срок до 21 декабря выполнить ремонт освещения мест общего пользования в подъезде и перед подъездом. Выполнить ревизию, ремонт запирающего электрощита на лестничной клетке.
По всей вероятности, властям Краснодара придется контролировать ООО «ГУК-Краснодар», ведущее свой коммунальный бизнес на вверенной им территории не только в части повышения цен, что называется, по-крупному, но и как они применяются после их утверждения. При внимательном рассмотрении квитанций можно такое увидеть!
В реестре утвержденных тарифов на оплату ЖКХ для населения города на 2010 год, подписанном главой города Краснодара и в соответствии с постановлением администрации МО город Краснодар № 908 от 19.02.2010, за содержание и ремонт жилья в зависимости от видов благоустройства, определены тарифы, действующие с февраля 2010 года с НДС (руб.). В частности, плата для тех, кто проживает в домах, имеющих все виды благоустройства, без лифта и мусоропровода в месяц составляла 9,28 за 1 кв. м общей площади. Что в квитанциях? Произведя простые арифметические действия, отмечу, что ежемесячно УК взимала с однокомнатной квартиры больше, чем определено вышеназванным постановлением. Возьмем эту однокомнатную квартиру и две суммы – содержание жилья и текущий ремонт (214,29 + 125,64 = 339,93). Такую сумму начисляет УК. А должно быть – 9,28 умножить на 34,90 (кв.м) = 323,87. Разность от этих сумм составляет 16,06 руб. Эту сумму ежемесячно ООО «ГУК-Краснодар» взимало законно? Быть может, я не умею считать, или в этих цифрах кроется еще какая-то надбавка?
И это только 2010 год и только эта услуга. Мелочь? В год – 193 рубля. Данная сумма составляет почти месячную оплату содержания жилья. И что значит она для пенсионера, вряд ли стоит говорить. А сколько двух-, трёхкомнатных квартир обслуживает УК? Сколько еще подобных «мелочей» может укрыться за «лукавыми» цифрами в квитанциях на оплату? И это, похоже, тоже повод для обращения в прокуратуру?
А что значат надбавки за холодную воду и канализацию? (Имеется соответствующее решение городской Думы от 21.12.2006 № 17, п. 8.) Не то ли, что из-за частых порывов водопровода, из-за несанкционированных подключений у водоканала происходят неучтенные потери воды и стоки в канализацию? И это наряду с пресловутым Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», подписанным в то время председателем Правительства РФ М. Фрадковым, которое Роспотребнадзор называет не иначе как антинародным.
В то время когда нынешний председатель Правительства В. Путин говорит о том, что люди должны платить только за то, что потребляют, коммунальщики, ссылаясь на это постановление, взимают плату за холодную воду с большинства потребителей, у которых в квартирах установлены счетчики воды, – дважды! По показаниям квартирных и по показаниям общедомовых счетчиков. Нередко в квитанциях суммы по показаниям общедомовых приборов учета холодной воды ООО «ГУК-Краснодар», так называемый коэффициент, на 100 % превышает суммы показаний квартирных приборов.
Когда об этом сказали В.А. Волчихину – депутату Законодательного собрания Краснодарского края, курирующему ЖКХ, и депутату городской Думы г. Краснодара В.Я. Буренку, они согласились, что 307-е постановление РФ на самом деле документ «антинародный», но очень удивились: мол, не может быть, чтобы на 100 %, и попросили доказать.
Пожалуйста! За ноябрь 2010 года потребителю начислена плата за холодную воду: 4 куба – 135,52 руб. при тарифе 16,69 за куб и при коэффициенте 2,03 (то, что вылилось мимо счетчика потребителя, – по прибору учета общедомовому). Тариф 16,69 умножаем на 4, получается 66,76 – сумма по показаниям прибора учета потребителя в квартире. Разность сумм составляет 71,75. Плюс к этому еще и надбавки за холодную воду, о чем писалось выше. Может, и здесь я неправильно считаю?
Вопрос депутату Волчихину – может такое быть? А если может, то предпринимают ли что-нибудь народные избранники, которым платят избиратели, чтобы такого беспредела не было и чтобы антинародные документы, идущие вразрез с Конституцией РФ, которая не допускает принятие документов, ухудшающих положение, не применялись? С какими инициативами выходили народные избранники городского, краевого уровня в Госдуму, с тем чтобы Постановление № 307 было отменено или скорректировано? Или кто-то лоббирует на региональном, федеральном уровне противное – препятствует его отмене?
И еще об оказании услуг по обеспечению электроэнергией компанией «Краснодарэлектросети», которая является филиалом ОАО «НЭСК-электросети». Выше написано об отсутствии освещения в подъезде одного из домов и что это недопустимо с точки зрения соблюдения безопасности граждан. Недавний случай с отключением электричества в квартале п. Калинино Прикубанского округа, где проживают порядка 10 тысяч человек, вовсе повергает в шок. И тем, что света не было более двух часов, и тем, как к этому отнеслись в диспетчерской службе энергетиков 24 января. В день, когда был совершен теракт в «Домодедово».
Мало у кого нет родственников или знакомых в Москве, Подмосковье, кто-то улетал из Москвы на юг, кто-то прилетел. В день трагедии в Краснодарском крае пошел первый снег – к вечеру. Но это был не тот снег, который вызвал бы ЧС. В гидромете Краснодарского края ответили, что экстренного предупреждения о ЧС они не давали. Обычная зимняя ожидаемая погода, о которой все службы предупреждаются, да и к работе в зимних условиях они готовились заранее.
Люди были еще на работе, кто-то ехал домой в транспорте, возвращался поздно и еще ничего не знал о теракте, кто-то слышал, что называется, краем уха. Так случилось и с жителями поселка Калинино – пригорода Краснодара (ул. Тепличная), которые, приехав домой, сразу включали телевизоры, чтобы узнать, всё ли с их родными в порядке. Но в течение более двух часов они были отрезаны от электрокоммуникаций. Перед программой «Время» в квартале погас свет! Можно только представить состояние людей, не имеющих доступа к информации. С чем связано отключение, может, и здесь теракт или авария, может, необходимо хватать детей, документы, выскакивать из дому и спасаться? Как не пытались мы узнать о причине отключения света, этого сделать не удалось. Аварийная, диспетчерская службы «Краснодарэлектросетей» – 076, 255-10-72 – филиала ОАО «НЭСК-электросети» не отвечали, гудок шел свободный – никто не брал трубку, несмотря на звонки почти в течение часа, или просто сбрасывали, говорил автоответчик: «…вам ответят…». В этом случае кто понесет ответственность – за оставление людей без информации в часы случившейся трагедии?
В течение нескольких дней мы пытались выяснить причину отключения электроэнергии в тот день. Георгий Гром, начальник по эксплуатации ОАО «НЭСК-электросети», к которому мы обратились с этим вопросом, о числе отключений в зимний период и в целом о подготовке к зиме электросетей, сказал, что зима уже заканчивается, и порекомендовал обратиться в «Краснодарэлектросети» – начальнику РЭС (районные электросети) Адаму Пченушкаю. Начальник РЭС констатировал то, что нам уже было известно, что 24 января – в какое время было зафиксировано отключение и время подключения. Причина? Это время, по его словам, когда оперативная служба РЭС уже не работала. Аварийная служба «Краснодарэлектросетей» после поисковых работ выявила повреждение – пробои высоковольтного кабеля. Где? Не смог уточнить. Как и то, какова причина пробоя. Такое, по его словам, может быть: кабель лежит долго и по какой-то причине, – может, низкой изоляции – выходит из строя. Поэтому и задан был вопрос Г. Грому, который его удивил – о работах по подготовке электросетей к эксплуатации в зимний период. Выходит, электросети не прошли испытания первым снегом, выпавшим в конце января? И это может говорить о не предоставлении качественных – бесперебойных услуг потребителю?
На вопрос, сколько произошло отключений в Прикубанском округе в зимнее время, в течение января-февраля, почему не отвечали диспетчерские службы, начальник РЭС не смог ответить, посоветовал обратиться в головную компанию – ОАО «НЭСК-электросети»…
Ольга МОРОЗОВА