Эрозия Ростова
Многочисленные статьи «про озеленение», ежегодно поднимающие данную тему в канун очередного месячника озеленения и благоустройства, не приводят к какому-либо позитивному сдвигу в этой отрасли городского хозяйства. Тем временем озеленение города уже полностью профанировано...
Начало осени, наиболее прекрасного ее периода — бабьего лета, в Ростове было отмечено ливнем. Что, в принципе, было весьма замечательным метеорологическим явлением, благодатно сказавшимся после почти двухмесячного отсутствия каких бы то ни было осадков вообще. Однако, как уже стало обычным, вполне долгожданное природное явление оказалось причиной массы негативных последствий, и в частности хороший ростовский летний ливень притопил часть города.
И, как обычно, в воздухе повисли извечные русские вопросы: что делать и кто виноват? Однако в отличие от большинства аналогичных ситуаций в данном случае ответы вполне понятны и хорошо известны. В общем-то. Для специалистов. А негативная картина слишком уж явно продемонстрировала отсутствие в городе такого специалиста в течение последних десятилетий.
Так что же происходит? А происходит простая вещь: количество воды, Богом посланное на иссушенную ростовскую землю, не дренирует в эту самую почву, а стекает по непроницаемым асфальтовым и прочим покрытиям, создавая бурные потоки, сопоставимые с горными реками. Грубо говоря, площадь таких непроницаемых поверхностей в городе на Дону достигла-таки таких размеров, что запросто в состоянии кратковременно затопить город. По крайней мере, его пониженные участки. Город наш примечателен своим расположением на холмах, в любом ином городе мира это всегда, со времен Древнего Рима, считалось достоинством, — а у нас становится проблемой. И даже кратковременное затопление локальных участков некоторых улиц привносит в общую картину благоденствия мерзкие ощущения брошенности и непотребства.
А главными факторами этого процесса являются те самые газоны, которых в городе становится с каждым годом все меньше, а оставшиеся участки с «газонным покрытием», созданные и как бы «поддерживаемые» коммунальными службами города и районов, все чаще и чаще представляют собой неприглядные пылящие территории, заполненные сорно-скошенной растительностью. Иной пустырь выглядит и, главное, функционирует как элемент городского озеленения гораздо лучше, чем такие «аглицкие газоны». По крайней мере, он впитывает выпадавшую с неба влагу. Не говоря уж о том, что именно эти «газоны» являются в нашем городе источниками пыли, грязи и прочих летних прелестей городской жизни. Да, впрочем, и зимней.
А всего-то и надо понимать, что устройство газонов, начиная от их проектирования (которое совсем не похоже на то, что делается сегодня практически всеми проектировщиками — на проектах все пространство заливается зеленой акварелью или гуашью, и описывается это в экспликации как «газонное покрытие») и заканчивая подсчетом их эффективности (неведомое для соответствующих служб города мероприятие), сопровождается расчетами. В том числе и в части потенциала впитывания и дренирования ливневых осадков. И исходя из этого следующим этапом проводится конструирование ложа газона и соответствующих расчетам слоев «газонного пирога». Далее — подбор растительного (травянистого) покрова, обеспечивающего эффективное и рациональное (читай — наименее затратное) содержание газона при условии его полного функционирования как элемента дренирующей системы города и элемента системы озеленения. Это не голословное заявление, а практика создания нормального газона. Которая хорошо известна, например, строителям гольф-полей в Старочеркасске, а также встанет перед устроителями футбольного поля на известном стадионе. И не надо говорить, что те газоны — нечто исключительное. Это всего лишь разновидности городских газонов. Иными словами, вопрос только в постановке задачи перед создателями газона. И в ответственности контролирующих органов.
Держа в голове такое краткое описание технологии создания газонов, после прогулок по родному городу убеждаешься, что данное описание вполне можно выставлять как инновационное, поскольку ВСЕ покрытия, которые гордо и безапелляционно именуются в отчетах всех соответствующих служб города «газонами», таковыми не являются. Что, в свою очередь, подтверждает ощущение горожан: в городе стало «неудобно жить, дышать». Потому как исключите эти «газонные» площади — и цифра, демонстрирующая количество зеленых метров квадратных на душу населения, просто устремится к бесконечно исчезающей величине. В Ростове отсутствует практика размещения газонов НИЖЕ уровня тротуаров, что является нормой везде и всегда. Поэтому любое увлажнение (какой уж там ливень) вызывает смывание поверхностного почвенного слоя на эти тротуары, способствуя как минимум образованию очагов запыления. Ярким примером этого является тянущаяся несколько лет «реконструкция» ул. М. Горького. В ходе этого процесса нарушены все мыслимые принципы проектирования и строительства не только газонов, но и озеленения в целом. Воткнутые в прошлом году саженцы, стоящие молчаливым сухим укором, увы, не стали для авторов проекта предметом осмысления и включения исправлений в план выполнения работ.
Что уж говорить, если ремонтом газонов занимаются организации, осуществляющие различные земляные работы. Тут самая распространенная «технология», в простонародье именуемая зачернением, давно стала базовой. Что это? Это разбрасывание по поверхности выровненного разрытия вручную (!) грунта максимально черного цвета из найденного в наличии. С последующим закидыванием этого «слоя» семенами каких-нибудь трав. Которые сразу же исполняют свое единственную и конечную функцию — служат кормом для налетающих моментально голубей. Опять таки, простой ветер (замечу, не ураган Катрина, а ветерок) совместно с имеющимся в избытке теплом летнего ростовского солнца в течение суток высушивают эти «наброски», и на вторые сутки «газон» уже становится источником пыли. Та же картина наблюдается, когда пройдет дождь. Что, собственно, было замечено практически на всех «раскопах» Ростова.
В оправдание таких и всех остальных казусов озеленители всегда ссылаются на «условия аридной (засушливой) зоны», в которой располагается наш несчастный город. И что, мол, в таких условиях без строительства мощной системы технологического полива с устройством подпочвенного орошения (что само по себе нереально ввиду постоянно имеющегося фактора вандальности местного населения) создание газонов невозможно. Так что довольствуйтесь, граждане, хоть тем, что есть, а то... А что, собственно, последует за этим «а то…»? Муниципальные службы уйдут из процесса создания и содержания газонов и травы начнут расти сами собой? Амброзия покроет город? Но он и так уже покрыт. Но вместе с тем в бюджете города останется весьма неслабая сумма, ежегодно уплывающая и разлетающаяся в форме той самой мелкодисперсной пыли. Так, может, эту сумму передать организациям и фирмам, расположенным вблизи муниципальных газонов, чтобы они сами следили за газоном? Ведь есть в Ростове единичные случаи содержания газонов коммерсантами на таком уровне, который полностью исключает понятие аридности ростовского климата. И делается это в том числе и без применения систем подпочвенного полива...
Предполагаю, что физически такой процесс реализовать в рамках существующего законодательства нереально. Но еще более нереальным кажется призыв к городским «озеленительным» (по аналогии с «цирковыми») заниматься хорошо оплачиваемым делом в соответствии с технологическим процессом.