"После решения о проведении футбольного чемпионата мира в России донские власти обратились к нам"
19 ноября министерство строительства Ростовской области завершило прием заявок на проектирование арены для проведения в Ростове части чемпионата мира по футболу 2018. Всего было подано 5 заявок. Автор одной из заявок – ведущий архитектор бюро Populous Деймон Лавелль – накануне рассказал журналистам о своем видении перспектив строительства крупного спортивного объекта в Ростове. По замыслу бюро Populous арена на Левом берегу Дона может выглядеть нестандартно – в проекте стадион ассиметричен. Авторы проекта сравнивают арену с цветком, лепестки которого «должны притягивать» посетителей, которым интересны социальные и коммерческие проекты.
– Власти Ростовской области заявляют о намерении сделать спортивную арену точкой, которая будет способствовать привлечению инвесторов в регион. На ваш взгляд, футбольная арена может стать инструментом привлечения инвесторов?
– В мировой практике есть много примеров того, как инвестиции в спортивные объекты возвращаются и работают на территорию. Самый очевидный пример – это Лондон, где в нынешнем году проходили Олимпийские игры. Для строительства объектов было выбрано практически заброшенное пространство между развитым лондонским «Сити» и индустриальными районом столицы. Уже за 6-7 лет до начала игр на окраинах выбранного района появились инвесторы. После завершения Олимпиады здесь видна экономическая активность: жилье для спортсменов трансформируется в жилье для лондонцев, в фактически новом районе уже есть развитая транспортная инфраструктура и торговые объекты.
Эту же функцию может выполнить территория стадиона в Ростове, новый район свяжет элементы ростовской агломерации и создаст точку роста. Отмечу, что Лондон выиграл право проведения Олимпиады именно потому, что у города был четкий план развития территорий в течение 30 лет после завершения игр. В заявке было показано, как будет происходить развитие и финансирование всех объектов. Такой же подход мы предлагаем для Ростова.
В Ростове, как и в Лондоне, спортивный проект может стать толчком для самого современного экологического строительства. Например, в Лондоне одна из австралийских компаний сделала уникальный торговый центр – это не просто коробка, центр вливается в городской ландшафт и имеет высокую степень экологичности. Так пригород может стать центром архитектурной мысли. Подобные проекты дают новые возможности для улучшения транспортной связи в городе. В Лондоне есть удачный пример – был построен фуникулер, спонсировала строительство авиакомпания Emirates. В нашем проекте для Ростова планируется набережная с пристанью, которая будет соединять стадион и город.
– В соседней с Ростовской область Донецкой области Украины есть пример строительства арены для международных чемпионатов – «Донбасс Арены». По заявлениям украинских властей, арена не убыточна, но и серьезной прибыли не приносит. Можно ли предположить, что ростовская арена будет развиваться по такому же сценарию?
– Насколько я знаю, в Донецке изначально не было плана, как спортивный объект может работать после чемпионата. Сейчас власти и инвесторы начинают понимать, как использовать территорию. У нас другой подход к проектированию. Мы консультировались с инвесторами для того, чтобы бизнесу было интересно вкладывать средства в развитие территорий. Сейчас работаем с оценочными компаниями, которые анализируют стоимость недвижимости, чтобы проекты был интересен в будущем.
– Ваше бюро приняло решение участвовать в конкурсе самостоятельно или по просьбе региональных властей?
– Бюро не участвовало в подготовке российской заявки на ЧМ 2018, поскольку мы работой поддерживали Великобританию. После решения о проведении футбольного Чемпионата мира в России донские власти обратились к нам.
– Строительство арены планируется на площадке, которая регулярно подвергается наводнениям. Никто не знает, как может выглядеть этот участок через несколько лет. Многие из ростовчан опасаются, что через несколько лет часть стадиона будет повреждена, а бюджетные средства будут потрачены впустую.
Есть множество примеров строительства на геологических площадках такого типа. На месте строительства арены были проведены исследования, инженеры пробурили скважины, протестировали грунты. Есть понимание как работать с такими объектами. Администрация Ростовской области также много внимания уделяет подготовке площадки. Кстати, футбольный стадион в Казани строится на таких же грунтах. Технически это возможно без гигантского расхода средств.
– Кстати о средствах. Заявленных администрацией региона 10 млрд рублей достаточно для строительства современной арены?
– Да, этой суммы должно хватить для строительства стадиона. При строительстве таких объектов исходят из вилки 4-6 тыс. евро за кресло. Чем меньше цена за кресло, тем меньше дополнительных конструкций и удобств, чем выше цена – тем стадион сложнее, удобнее. Не будем забывать о том, что у сложных спортивных объектов выше коммерческий потенциал. Например, стадион британского клуба «Арсенал» назван в честь авиакомпании Emirates, он принес за 10 лет более 100 млн футов благодаря спонсорским платежам – в основном платежам Emirates. Чем сложнее и привлекательнее объект, тем больше возможностей реализовать коммерческий потенциал. Мировой тренд в строительстве арен нацелен на максимальное коммерческое использование и минимальные расходы на эксплуатацию стадиона.
Фото предоставлено газетой "КП-Ростов".