Дмитрий Давыдов. Имя им "Легион"

11/04/2013 - 14:43

Статья «Куда подевались русские бойцы?» , опубликованная 12 марта, вызвала большой интерес у наших читателей. Мы продолжаем рассказ о жизни и деятельности Дмитрия Давыдова, таганрогского спортсмена и тренера, много делающего для популяризации Панкратиона, — одной из разновидностей боев без правил.

Сейчас, оглядываясь с высоты прожитых 48 лет, Мастер легко может вспомнить несколько событий, кардинально изменивших его жизнь.

Становление Мастера

Он родился в городе Каменск-Уральский Свердловской области, но мама захотела перебраться на юг. Здесь тепло, много овощей и фруктов, и они — по цене — более чем доступны.

«Сейчас уже только люди старшего поколения помнят, что такое дефицит и пустые полки в магазинах, - рассказал Дмитрий. - С овощами и фруктами было совсем никак. Мы когда из Свердловской области на юг приехали, словно в рай попали...»

Маме приглянулся даже не Ростов-на-Дону или какой-либо иной город, а Таганрог — там было еще и море...

Когда Дмитрию исполнилось 16 лет и он захотел заниматься спортом, мама навела справки и оказалась, что сын одного знакомого — тренер по каратэ.

У тренера — Михаила Тодоровича — будущий Мастер занимался недолго. Перспективный юноша приглянулся другому наставнику — Владимиру Воронину.

«Он мне фактически отца заменил, - считает Дмитрий. - Кроме каратэ, многому научил, сформировал меня как личность... Сейчас он инсульт перенес, болеет. Я желаю ему здоровья и долгих лет жизни!»

От себя замечу, что Владимир Воронин — человек известный не только в мире спорта. Он — один из активных участников возрождения донского казачества, начавшегося в конце 80-х. Был начальником управления идеологии Всевеликого Войска Донского...

И наконец, третье ключевое событие из жизни Мастера относится к его службе в армии. Дмитрий выполнял свой гражданский долг в Одессе. Там он стал, в частности, Чемпионом гарнизона по рукопашным видам спорта, но главное не это.

Была однажды стычка — между солдатами. С одной стороны военнослужащие славянской национальности, с другой — чеченцы.

Узнав об инциденте, чеченское землячество отреагировало молниеносно. Прибежало человек двадцать — на поддержку «своим». А славяне мигом улетучились.

Дмитрий понимал, что не важно, кто ты — каратэист-самбист, Чемпион гарнизона... Их слишком много. Только пробегутся по нему — мокрое место останется. Тем не менее, приготовился к бою.
Чеченцы обступили его, и буквально за секунду до неизбежной драки к Дмитрию вдруг шагнул один.
«Скажи вот что, - произнес он. - Россия — большая и могучая страна. Чечня — маленькая и гордая. Но почему сейчас ты один?»

Не дав Дмитрию ответить, чеченец протянул ему свою руку - пожать:
«Ты — мужчина!..».

Вопрос чеченца запал в душу и волнует до сих пор.

Начало пути Мастера

Когда Дмитрий только начал заниматься каратэ, статус этого восточного вида единоборств был неопределен. Вернувшись из армии, он узнал, что с тяжелой руки генсека Юрия Андропова каратэ запрещено. Тренироваться можно только в нелегальных спортивных клубах.

Строгость или кафкианская нелепость в законах России всегда компенсировалась изобретательностью россиян.

Примерно в 1989 году Дмитрий узнал, что в Дагестане нашли лазейку. Там появился некий Гусейн Сагирович Магамаев — Мастер по ушу санда. Боевые возможности ушу санда — относительно каратэ — выше. Разрешены броски, использование холодного оружия... А самое главное — ушу санда в списке запрещенных восточных единоборств не значится. Значит, им можно заниматься открыто, не скрываясь.

На семинар по ушу санда в Дагестан от Ростовской области поехали всего три человека — Дмитрий Давыдов, Александр Чжен и Игорь Алейников.

Бойцы съехались со всего Советского Союза. Вплоть до малых народов Севера и прибалтийских стран, в то время уже открыто декларирующих свой суверенитет.

«Так много первоклассных бойцов я видел первый раз в жизни», - сказал Дмитрий.

Из Дагестана на Дон все трое бойцов вернулись с инструкторскими «корочками». Дмитрий официально открыл секцию по борьбе ушу санда... И почти сразу в отношении него было возбуждено уголовное дело. Причем — с подачи начальника таганрогского спорткомитета Попова.

Пришлось Дмитрию побывать в городском спорткомитете, показать инструкторские корочки, объяснить, что такое ушу санда...

После того как таганрогский спорткомитет отзвонился в область и навел справки, уголовное дело было закрыто. Дмитрия оставили в покое. Выделили помещение под спортзал в «Красном Гидропрессе». В общем, разрешили тренировать — учить таганрогских ребят экзотическому и редкому в те годы виду восточных единоборств, не находящегося в запретном перечне. И одновременно с этим — быть мужчинами, любящими свою Родину.

Путь Мастера, длинный и тернистый

Андроповскую статью отменили в 1992 году. Можно было учить даже каратэ. Другое дело, что к тому времени Дмитрий уже перерос и каратэ, и ушу санда. Он овладел еще несколькими разновидностями единоборств... И стремительно приходил к пониманию, что ни одна из них не является универсальной. Каждая — даже самая совершенная - имеет ограничения: по приемам, по технике боя, по использованию ресурсов организма и человеческого тема... Универсальной системой единоборства, достойной 21 века, может стать лишь та система, которая органично вберет в себя самое лучшее. Иначе говоря, будущее только за так называемой «борьбой без правил».

Это понимание и желание воплотить идею в жизнь совпало с тяжелым периодом в жизни страны. С начала девяностых Россию ломали, крутили и клали на лопатки экономические кризисы. Всем было тяжело. Люди не жили, а выживали. Спортивную жизнь парализовало. За 6-7 лет — вплоть до 1999 года - в стране не было ни одного чемпионата или турнира.

От безысходности спортсмены либо уходили в бандиты, либо в более законопослушные профессии, либо зарабатывали на жизнь, участвуя в подпольных боях, организованных букмекерами.

«В подпольных боях мне тоже приходилось участвовать», - признался Дмитрий.

Из ощущения безнадеги — время идет, а жизнь стоит на месте — однажды вырвал телефонный звонок. Звонили знакомые из Питера. Сказали, что в Бразилии будет Международный чемпионат. И не хочет ли Дмитрий с парой своих учеников принять участие? Цена вопроса — средства на дорогу, проживание и так далее — пять тысяч «бакинских».

Бразилия с первых минут поразила. И даже не тропической красотой, а отношением к своим спортсменам. Куда ни глянь — стояли рекламные щиты с бойцами сборной Бразилии.

Потом, познакомившись с бразильскими спортсменами, Дмитрий испытал второй шок. Это в России спортсмены предоставлены сами себе. В Бразилии — стране третьего мира — борцы были обласканы властями и спонсорами. Видно было, что спортсмены там — не просто участники соревнований, а «звезды». Вроде телеведущих, фотомоделей, раскрученных поп-исполнителей...

«В Бразилии есть национальное единоборство «валетуду», - сказал Дмитрий. - Это государственный вид спорта, популярный как футбол...»

Борьба «валетуду» Дмитрию понравилась. Хотя он сразу заметил, что основной упор в ней не на технике боя, а на борцовские приемы. Заимствовать из валетуду нечего. Борцовские приемы в нашем «самбо» намного эффективнее.

Мастер привез в Бразилию двух бойцов — Амара Сулоева и Мартина Малхасяна. Сулоев победил своего противника — бразильца — нокаутом в 4 бою. Малхасян нокаутировал бразильца на 40 секунде удушающим приемом...

Из Бразилии в Россию Дмитрий привез двух победителей Чемпиона мира по боям без правил. И столкнулся с полным равнодушием и безразличием местных властей и чиновников от спорта. Как будто ничего эпохального не произошло...

Эпохальное событие имело место. Но — это была частная инициатива энтузиаста, организовавшего за свой счет поезду и участие. Чиновники от спорта и госструктуры не могли это записать в свой актив. Даже задним числом.

Это был урок, который Дмитрий запомнил и реализовал через много лет.

Селигер осыпал Мастера благодатью

В 2010 году Дмитрий принял участие в молодежном форуме на Селигере.

«Я не член Единой России, - пояснил Мастер. - Просто поехал. Я знал, что там будет Виталий Леонтьевич Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Мне надо было с ним поговорить...».

Встреча состоялась и результат ее превзошел все ожидания. Не успел Дмитрий вернуться из Тверской области в Таганрог, как его уже искала городская администрация. Чтобы спросить, что ему нужно для успешной тренерской работы.

«Раньше, когда я обращался с просьбой выделить помещение под спортзал, был ответ: свободных объектов нет, - рассказал Дмитрий. - А тут мне длинный список дали: выбирай любой!».

Так, при поддержке мэрии Таганрога, Мастер создал в городе несколько спортивных клубов «Легион». Со временем появилось еще несколько секций - в Азове, в Миллерово, в хуторе Сухово-Сарматка Неклиновского района, в Ростове-на-Дону...

Сейчас в планах у него провести Чемпионат по борьбе Панкратион.

По самым скромным оценкам, за эти десятилетия через его руки прошло не менее 5 тысяч человек.
Не все из них добились выдающихся успехов в спорте, но все они, как говорят, стали «настоящими мужчинами», любящими свою Родину.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ