Параллельный мир португальского футбола

13/10/2013 - 17:25

Португалия увязла в кризисе, безработица в этой стране на рекордно высоком уровне - 18%. Билеты на футбол, не говоря уже о годовом абонементе, для многих стал слишком дорогим удовольствием, - рассказывает германский «Шпигель» в переводе «ИноСМИ».
Из-за денежных проблем болельщиков и без того традиционно глубокая пропасть между разными участниками чемпионата Португалии выросла еще больше. Лучшие клубы, такие как «Порту» или лиссабонская «Бенфика», ощущают это еще не настолько остро, как остальные команды.
В то время как средняя посещаемость футбольных матчей в прошлом сезоне достигла рекордно низкого значения за несколько лет, стадионы больших клубов в дни игр по-прежнему заполняются весьма прилично. Экономика страны лежит в руинах, но футболисты из Порту и Лиссабона по-прежнему зарабатывают миллионы евро.

Десять игр за десять евро

Большие клубы создали своеобразный параллельный мир, в том числе сумев найти дополнительные источники дохода. Клубные телеканалы вещают 24 часа в сутки и оперативно доносят до болельщиков каждую мало-мальски интересную новость, а заодно приносят в клубную казну дополнительные доходы за рекламу. «Порту» к тому же может радоваться внушительной прибыли после продажи своих футболистов. Так, в прошлом году за нападающего Халка клуб получил от «Зенита» из Санкт-Петербурга 55 миллионов евро. Таким образом клубы компенсируют свои финансовые потери, возникшие по причине снизившейся посещаемости матчей, а также из-за сокращения поступлений от продажи прав на телетрансляции игр.
Клуб Фелипе Диниса о собственном телеканале может только мечтать. Динис является пресс-секретарем клуба «Академика» из Коимбры, который в 2012 году сенсационно завоевал Кубок Португалии. В городе проживают 130 тысяч человек, около 30 тысяч из них - студенты. В Португалии «Академика» приобрела известность благодаря общественной активности ее фанатов. Во время прошлогоднего празднования победы клуба в Кубке многие его болельщики держали в руках плакаты с протестными лозунгами против правительственной политики, нацеленной на сокращение расходов. «Мы - политический клуб с верными поклонниками», говорит Динис. «Но нам также приходится бороться с кризисом. Многие люди остаются дома вместо того, чтобы идти на стадион».

«Меняю билет на еду»

Маленькие клубы стараются завлечь болельщиков на трибуны, снижая цены на билеты. Им предлагается посетить десять игр всего за десять евро. Годовой абонемент стоит 20 евро. И все же в прошлом сезоне на матчи приходили в среднем всего около пяти тысяч зрителей. Для сравнения: в Германии такой посещаемостью может «похвастаться» клуб третьей лиги «Дармштадт 98». В Португалии же «Академика» занимает по посещаемости достойное шестое место в лиге.
Именно маленькие клубы думают во времена кризиса о болельщиках. Так, команда из Коимбры, а также клуб «Брага» ежегодно устраивают интересную акцию: каждый фанат может пожертвовать один килограмм продуктов питания и получить за это бесплатный билет на игру. Собранные пожертвования раздаются нуждающимся жертвам кризиса. «Мы чувствуем ответственность за наших болельщиков и за общество, -говорит Жоао Родригес, директор по связям с общественностью «Браги». - Мы должны что-то предлагать болельщикам, развлекать их».
Жоао имеет в виду, к примеру, красочное представление во время открытия нового сезона, когда на поле появились актеры, одетые в костюмы римских гладиатороы. Они вынесли завоеванный Кубок. А потом состоялся фейерверк, благодаря чему болельщикам, возможно, хотя бы ненадолго удалось отвлечься от своих проблем, вызванных экономическим кризисом.
«Мы должны что-то придумать, чтобы вернуть людей на стадион, - говорит Жоао. - Ведь в отличие от еды или одежды, люди могут отказаться от посещения футбола».

Автор: Сергей САХАРКОВ