Геннадий Колесников: «Проигравших не будет...»

16/05/2013 - 16:51

Геннадий Николаевич Колесников 12 лет посвятил муниципальной службе, работая в должности Главы Аксайского городского поселения. По истечении срока полномочий он оставил занимаемый пост, вернулся в строительный бизнес. Но вопросы политики, партийного строительства, социально-экономическая ситуация в регионе, проблемы взаимодействия ветвей власти не переставали интересовать его. Недавно Геннадий Колесников поделился своим мнением на эти и другие темы с нашим корреспондентом.

– Геннадий Николаевич, как Вы оцениваете политическую ситуацию в стране? Ваше отношение к правящей партии и оппозиции.

– Действия власти и, соответственно, правящей партии всегда подвергаются критике, иногда, обоснованной, иногда нет. Они у всех на виду, и общество судит об «исполнительной власти» и правящей партии по тому, как они распоряжаются данными им большинством избирателей полномочиями, и выполняют предвыборные обещания. Если говорить о «Единой России», то на момент её формирования, эта партия была наиболее эффективным инструментом для решения проблем общества. Именно поэтому, общественные организации, существовавшие тогда и продолжающие работать сегодня, сотрудничают с партией.

Что касается оппозиции, то люди, называющие себя оппозиционерами, не всегда преследуют благородные цели. Одни создают партии, чтобы участвовать в выборах различных уровней и действительно принимать участие в политической жизни общества. А другие выходят на митинги, стараются, во что бы то ни стало попасть в СМИ, при этом, в их планы вовсе не входит какая-то ещё деятельность, кроме громкого «пиара». Третьи – то беснуются, оскверняя храмы, то взрывают дороги. Вот такая «многоликая» и не всегда конструктивная у нас сегодня оппозиция.

– А если «Единая Россия» перестанет быть партией власти, как общественность будет решать свои проблемы?

– Свято место – пусто не бывает. Общество найдет кого-то более эффективного и предпочтет его.

– Способна ли стать правящей партией сегодняшняя оппозиция?

– Моя точка зрения – нет. Возьмём, к примеру, Ростовскую область. Сегодня здесь реализуется множество программ – поддержки инвестиционных проектов, малого и среднего бизнеса; по капитальному ремонту многоквартирных домов; энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В 2011 году Правительством области была принята долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы, цель которой формирование условий для системного перехода экономики области на инновационный путь развития. Эта программа направлена на модернизацию производственной технологической базы и широкое внедрение результатов научно-технического прогресса. Прогнозируемый результат – к 2015 году объём отгруженной инновационной продукции достигнет 25,3 млрд. рублей. Сейчас исполнительная власть работает над реализацией данной программы и результат уже виден – бюджет Ростовской области входит в число 11 самых крупных в РФ. И ещё один отрадный факт – основную долю поступлений в бюджет области составляют собственные доходы. На 2013 год их удельный вес в общих доходах составил 87,7 процента.

В 2011 году впервые была утверждена программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы». Проведена работа по оказанию финансовой поддержки 6 крупным инвесторам в объеме 147,2 млн. рублей в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на инвестиционные цели. Запланированные на это в областном бюджете средства распределены на 75%.
С 1 января 2013 года на территории Ростовской области введена патентная система налогообложения, основная цель которой – поддержка индивидуальных предпринимателей, привлечение большего количества граждан к занятиям предпринимательской деятельностью. Мы знаем, что по результатам комплексной оценки за 2011 год Ростовской области присвоена наилучшая 1 степень качества управления региональными финансами.
Всё вышесказанное прекрасно иллюстрирует то, как администрация совместно с правящей партией решают проблемы региона, и мы можем оценить эффективность их работы. А что делает оппозиция? Да просто критикует то, что делает исполнительная власть, не предлагая взамен ничего! Альтернативных программ экономического развития региона нет. Общество готово к диалогу, но оппозиция не в силах предоставить исполнительной власти права на лучший выбор. Проблема современной оппозиции – обилие слов и отсутствие конкретных дел.

– В чем Вы видите основные задачи правящей партии перед обществом?

– В развитии экономики. Прежде всего, промышленного производства, которое является основой для создания товарной и денежной массы в регионе, возникновения инвестиционных источников, новых рабочих мест. Необходимо развернуть конкуренцию программ развития различных отраслей экономики. Интеллектуальный ресурс и научный потенциал для этого есть. Немало и руководителей производств, способных аккумулировать и генерировать экономически эффективные проекты. Все это необходимо для решения главной задачи – повышения уровня жизни россиян, ликвидации имущественной пропасти между различными слоями населения.

Но что происходит в реальности? Упрямая статистика доказывает обратное – удельный вес оплаты труда в ВВП России, по состоянию на 2011 год (49,5%) оказался ниже уровня 1997 года (51,3%). При этом в структуре себестоимости готовой продукции на долю интеллектуальной составляющей приходится менее 13-15 %! Для сравнения, в таких странах, как Южная Корея, Франция, Германия эта цифра возрастает до 60%. Такой результат дают инновации и модернизация производства.

– Какая-нибудь из оппозиционных партий предлагала программы, внедрение которых позволило бы совершить прорыв в развитии экономики?

– Я думаю, что на сегодняшний день нет такой политической силы, которая взяла бы на себя смелость решения стоящих перед обществом задач. Кроме того, действующей власти, нужна конструктивная, а не «болтающая языком» оппозиция, которая в состоянии не только предлагать, но и создавать новые экономические площадки.

– Геннадий Николаевич, на Ваш взгляд, что необходимо учесть исполнительной власти для оздоровления экономики в регионе?

– Развитие экономики во многом зависит от привлечения прямых инвестиций, которые приносили бы в регион новейшие прорывные технологии. Важную роль в этом деле призваны сыграть индустриальные парки, именно в них я вижу широкие перспективы. Это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией. О роли индустриальных парков говорит тот факт, что соседняя Турция, в которой живет 80 млн. человек, имеет 80 районированных и полностью отфинансированных индустриальных промышленных зон. По подсчетам Всемирного банка и банка «Голдман Сакс», к 2030 году эта страна станет пятой или шестой экономикой мира.

Индустриальные парки чрезвычайно актуальны и для российской экономики, так как представляют собой бизнес, который позволяет зарабатывать на улучшении инвестиционного климата, а это значит – минимизировать бюджетные затраты на инфраструктуру и избавить государство от несвойственных функций. Индустриальные парки – единственный конкурентоспособный способ локализации производства. В перспективе – это инструмент диверсификации экономики и избавления от сырьевой зависимости. В европейской части России лидерами по успешному развитию индустриальных парков стали Калужская, Ульяновская и Липецкая области и республика Татарстан. По количеству индустриальных парков лидируют Московская, Ленинградская, Тульская, Тверская области и Ставропольский край. Здесь парки еще не заполнены, и экономический эффект от их создания должен проявиться в ближайшие годы. Развитие нашего региона будет зависеть от того придет бизнес к нам или в Ставропольский и Краснодарский край, а для этого нужно создать необходимые условия для инвесторов.

Всемерная поддержка идеи создания индустриальных парков – готовое поле деятельности для оппозиции, где можно реализовать свои политические амбиции, продемонстрировав свою состоятельность, в качестве альтернативы партии власти.

Второй, на мой взгляд, важный аспект улучшения экономической ситуации в регионе – реализация Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в соответствии с их генеральными планами. Это позволит достичь целевого уровня муниципальных стандартов качества предоставления коммунальных услуг, при соблюдении доступности тарифов для потребителей. Нельзя сбрасывать со счетов представителей малого и среднего бизнеса, которые способны оказать серьёзное влияние на улучшение жизни населения. Предпринимательские круги должны быть вовлечены в решение вопросов социально-экономического развития области, а власть на всех уровнях должна взаимодействовать с бизнесом.

– Геннадий Николаевич, как бывший Глава, скажите каковы перспективы развития современных городов.

– Залог устойчивого развития в триединстве – социальная сфера, экономика и экология. То есть, оптимальное сочетание интересов населения, бизнеса и благополучия окружающей среды. Управление экономикой региона нельзя считать эффективным и современным без учета экологической безопасности, без прогнозирования результатов эколого-экономической деятельности субъектов. Именно от согласованности их действий зависит устойчивое развитие региона. Особая роль в этом принадлежит региональным экологическим органам управления, на которые ложится основная доля ответственности за комплексное и экологически безопасное развитие территории, ее эколого-экономической базы, которая в свою очередь, формируется на предприятиях и в организациях.

Особое внимание необходимо уделить городам региона, поскольку в них сконцентрировано практически 2/3 населения. Вместе с тем, современная динамика развития городов испытывает на себе негативное воздействие как специфики формирования самих городских поселений в прошлом, так и последствий чрезвычайно скорой болезненной смены социально-экономической ситуации в нашей стране. Вопреки мировому опыту, хозяйственная структура многих наших городов оказалась смещенной в сторону нетрадиционных, например, для Запада финансов, торговли и сферы услуг, или к добывающей и обрабатывающей промышленности, машиностроению. И как следствие – зависимость городских бюджетов от ограниченного количества предприятий. Высока, так же социальная нагрузка на городские бюджеты. При этом отсутствует возможность снижения налогового бремени за счет возникающих новых точек роста за пределами крупных городов или городских агломераций.
Сегодня необходим переход от политики стимулирования экономического роста городов к политике стимулирования их развития. Что должны делать для этого городские власти?
Во-первых, поддерживать изменения, которые должны носить не только экономический, но и организационный характер, затрагивая сферы принятия решений, укрепления и выстраивания взаимосвязей между властью и обществом.

Во-вторых, следует создать единое информационное пространство, обслуживающее любые формы межгородских обменов, включая систему образования, мониторинг рынков труда и недвижимости, транспортные и культурные связи.

В-третьих, необходимо совместное использование и обслуживание дорогостоящей и уникальной инфраструктуры, рационализация существующей системы здравоохранения, социального обеспечения и необходимых инфраструктурных затрат.

В-четвертых, поддерживать и наращивать «капитал разнообразия», включающий в себя не только местный колорит, но и возможности интернациональной культуры и образа жизни.
В-пятых, объединить усилия для решения экологических проблем.

В-шестых, отказаться от авторитарных подходов к управлению в пользу сотрудничества и более глубокой системы принятия решений, основанной на учете разных групп интересов.
Важными элементами развития региональных центров являются улучшение хозяйственной среды, повышение эффективности использования бюджетных средств. Прежде всего, путем улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации расходов на социально-культурные цели. Необходимо использовать и финансовые инструменты, нацеленные на улучшение условий работы бизнеса в направлениях прямого финансирования проектов, налоговой политики, политики гарантий местной администрации. Нельзя упускать из виду необходимость повышения качества и доступности коммунальных услуг, совершенствование транспортной инфраструктуры, системы предоставления земли и недвижимости, создание центра поддержки малого и среднего бизнеса. Всё это в комплексе создаёт городу благоприятный имидж.

Стратегическими направлениями развития малых и средних городов могут стать усиление их роли, как центров тяготеющих районов, в том числе сельскохозяйственных, рекреационных, лесопромышленных, и в качестве структурных центров в агломерациях крупнейших городов, а также развитие функций, опирающихся на сложившийся потенциал города. Именно здесь, как в органах законодательной, так и исполнительной власти, оппозиционные партии могут сыграть решающую роль. Реализуя различные программы, они смогут принести пользу обществу и доказать свою состоятельность. Общество, в свою очередь, голосуя за оппозицию, должно взять на себя ответственность за сделанный выбор.
Подводя итог нашей беседе, хочу подчеркнуть, что политическое завтра будет за теми, кто обеспечит консолидацию административного ресурса, бизнеса, науки и политической элиты общества. Здоровый дух соперничества приведет к победе сильнейших. Но и проигравших не будет, ведь конечная цель – повышение жизненного уровня нашего общества.
Беседовал Евгений Михайлов

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ