Новый стандарт образования
Самая актуальная тема последних месяцев - когда будет принят новый стандарт старшего образования, какие предметы станут обязательными для старшеклассников и почему документ так непонятен широкой общественности.
Об особенностях разработки новых стандартов для школы рассказала директор департамента общего образования министерства образования и науки РФ Еленой Низиенко.
Елена Леонидовна, как происходит разработка стандартов и почему этот общественно важный документ написан таким сложным языком?
Здесь две проблемы. Первая в том, что стандарт - это нормативный документ и имеет свою лексику, стилистику и формат. В этом формате надо удерживаться. Потому что документ потом идет в министерство юстиции на регистрацию. И если мы отступим от формата - он попросту ее не пройдет. Надо понимать, что хотя это документ общественно-значимый, но все же это не публицистика, так скажем. Все нормативные документы у нас, как правило, идут с комментариями.
Вторая сложность. Существуют вполне сложившиеся и закрепленные в педагогической науке понятия. В ситуации с новым стандартом мы встречаемся с новым смысловым наполнением этих понятий. Мы вроде нормативно пытаемся уложиться в формат, но описываем новую ситуацию. Нужны новые термины... Вот здесь и возникает неразбериха.
Весь сыр-бор начался, в частности, из-за того, что ОБЖ, физкультуру, предмет "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта выделили в группу "обязательные предметы". Неужели сложно было написать - "общие для всех"?
Группа ученых в течение почти 3 лет разрабатывала стандарт. Как это происходит? Люди сидят, общаются между собой, что-то пишут, используя язык, к которому привыкли. И этим языком пытаются описывать новую ситуацию. В уже привычные слова они вкладывают новый смысл. В данном конкретном случае получилось, что между собой эксперты, разработчики стандарта (а это большая группа, куда входят и ученые, и практики, человек 400), для себя под обязательными предметами начали понимать именно общие для всех предметы. Не учли, что это будет совсем по-другому истолковано в обществе.
Так сколько обязательных предметов на самом деле?
Точно не четыре. Вышеперечисленные предметы будут изучаться на одном, общем для всех уровне. Дальше идет группа обязательных - подчеркиваю! - для изучения предметных областей. Их пять. В каждой из этих областей есть предметы, которые и сейчас присутствуют в учебном плане. Они тоже обязательны и даже в первую очередь обязательны. Но здесь ученик сможет выбрать уровень их изучения - интегрированный, базовый и профильный.
Сейчас разработчик стандарта пытается прописать понятным для всех языком, что это такое.
Какова схема утверждения стандартов?
Дело это небыстрое. Сначала на конкурсной основе мы определяем разработчиков. Они как минимум год работают над проектом стандарта. Потом разработчик вносит готовый проект в Совет при минобрнауки, куда входят ректоры, учителя, директора школ, ученые, предприниматели. В тот момент как проект документа поступает в Совет, он появляется и на сайте. Важно: когда документ вносится в Совет, само министерство его еще не видит. С момента внесения и до начала рассмотрения проходит две недели - в это время независимые эксперты дают по нему свои заключения на сайте. Потом все эти заключения собираются и представляются в Совет, который на их основе принимает одно из трех решений: утвердить, отправить на доработку или отклонить. В случае со стандартами начальной школы доработка заняла два месяца, основной - семь. Сейчас идет доработка стандартов старшей школы. Строго в соответствии с замечаниями экспертов, а также учителей и родителей, которые тоже присылали свои комментарии.
У нас есть также специальная группа по мониторингу доработки стандартов, ею руководит глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин. Группа собирается раз в неделю или 10 дней и разработчики докладывают, что доработано и как. После обсуждений какие-то замечания снимаются, над чем-то начинается снова работа.
15 февраля на нашем сайте появился доработанный стандарт для продолжения обсуждения. И такая схема доработки будет длится до тех пор, пока все вопросы не будут сняты. И только тогда мы начнем процедуру официального согласования проекта стандарта внутри министерства и только тогда мы даем министру на подпись приказ об утверждении стандартов. Но даже когда приказ будет у министра на столе, будет еще одна встреча с экспертами.
Чем новый стандарт лучше старого?
Допустим, человек уже определился, он будет поступать в Бауманский университет. И он знает, что для этого ему нужны физика и математика. В ситуации действующего сейчас стандарта он либо идет в школу с углубленным изучением этих предметов. Либо в рамках общеобразовательной школы пытается найти другие возможности. Разные: кто-то нанимает репетиторов, увеличивая учебное время сверх положенных 36 часов в неделю. А эта цифра, между прочим, утверждена и одобрена специалистами: учебная нагрузка свыше 36 часов в неделю ведет к перегрузкам. И родители это понимают.
Но делать нечего - ведь поступать надо. Кто-то оформляет экстернат. Это дает право не посещать занятия, но все равно приходится нанимать репетиторов и работать с ними. Получается, что мы перегружаем старшеклассников, стимулируем уход бесплатных услуг в сферу платных (репетиторство).
Разработчики стандарта попытались решить эти проблемы. Наш будущий "бауманец" выберет себе на профильном уровне физику и математику, остальное будет учить на базовом. Детям дается возможность выбора в рамках получения бесплатного среднего (полного) общего образования и возможность эффективно использовать время.
Нам говорят: 15-летний ребенок не может сам определиться. Есть и такие, и это нормально. В этом случае стандарт предусматривает изучение хоть всех предметов на базовом уровне в 10 классе. В течение года или полугода, до тех пор, пока человек не определится. А если так и не сможет этого сделать - пусть учит все на базовом или интегрированном уровне. Это будет достаточный объем знаний для того, чтобы он потом выбрал свой путь.
Никто не предлагает лишить возможности выбора тех, кто не сможет определиться после 9 класса. Кроме того, в стандарте предусмотрено, чтобы в школе работали люди, способные помогать детям с самоопределением: тьюторы, психологи, соцработники.
Чем отличаются уровни обучения друг от друга?
Интегрированные предметы - это русский язык и литература, и математика, и информатика. Интегрированный курс по русскому и литературе пока назвали "Русской словесностью" - здесь планируется один предмет и потребуется разработка отдельной программы. Так же как и в случае с математикой и информатикой. На интегрированном уровне ученик получает общие знания, необходимые ему в жизни, плюс учится учиться, извлекать информацию. Не зазубривать какие-то даты, а знать где и как их при необходимости отыскать. Интегрированный курс освобождает ученику время для изучения предметов на профильном уровне. Интегрированный - самый общий курс, профильный - углубленный, базовый - нечто среднее между.
Много споров о том, что стандарт якобы предлагает на базовом уровне выбирать между русским и литературой. А вдруг случится так, что в старшей школе кто-то не выберет русский язык?
Нет, так не получится. Есть интегрированный курс "Русская словесность" и есть базовый курс по русскому языку и литературе. Просто "Русская словесность" предполагает совместное изучение двух предметов на одном уроке, а базовый уровень - это каждый предмет отдельно. Выбирая базовый уровень, ученик будет учить и русский язык и литературу, но на двух разных уроках.
Когда началась дискуссия по стандартам, все как-то не задумывались о том, насколько далеки сроки их введения. А недавно вдруг очнулись - прозвучал 2020 год. Насколько логично разрабатывать стандарт на такую далекую перспективу? Почти 10 лет впереди.
График внедрения стандартов висит на сайте министерства уже давно. С тех пор, как мы сделали стандарт для начальной школы, то есть с 2009 года практически. Напомню, в законе было написано, что если ребенок поступил в школу по действующему стандарту, то он в соответствии с ним и должен ее завершить. У нас новые стандарты разрабатываются отдельно для каждой ступени: начальной, основной и старшей. Для каждой - завершенный стандарт со своими требованиями к результату, условиям обучения и пр.
Это означает, что если ребенок поступил в первый класс, допустим в 2009 году, по действующему стандарту, то до 4 класса он точно доучится по нему же. С пятого может перейти на обучение по новому стандарту основной школы, но только если школа к этому готова: созданы условия, есть образовательная программа, подготовлены учителя. Это и называется введение стандарта по мере готовности.
Давайте четко по срокам пройдемся.
Пожалуйста. С 2010 года у нас началось введение стандарта начальной школы по мере готовности. По нему уже сейчас учатся 200 тысяч малышей. С 2012 года - введение стандарта основной школы, так же, по мере готовности. С 2016 года - та же схема со старшеклассниками. Но мы понимаем, что стандарт старшей школы нуждается в апробации. Поэтому, скорее всего, в 2013 году мы по заявкам регионов выберем несколько школ, которые начнут это делать.
А что включает в себя апробация?
Обсуждение в педагогическом коллективе, конструирование учебных планов, составление индивидуальных программ. Это же совсем новое поле деятельности для нашей школы, когда в рамках бесплатного образования мы не заставляем детей учить все подряд, а даем им право выбора.
Вы сказали, что к введению стандарта должны быть готовы и педагоги. Много у нас сейчас таких уже?
Не сказала бы. Мало таких, кто мог бы преподавать на трех уровнях сразу. Эту схему тоже предстоит отработать. Может быть, бакалавры будут иметь право преподавать предметы только на базовом или интегрированном уровне. На профильном - только магистры. Но это все только наброски к тому, что предстоит сделать до введения стандарта.
По материалам http://www.rg.ru/2011/03/03/standart.html