Транспортная безопасность

20/04/2011 - 13:54
Читать u-f.ru на

Конкурс – на тот свет?

По имеющейся информации, в Краснодарском крае выдано более 4 570 лицензий на перевозку пассажиров на автобусы вместимостью более восьми мест. Почти 14 тысяч действующих лицензионных карточек. Всего в Краснодарском крае, по данным ГИБДД за 2010 год, насчитывается чуть более 32 тысяч автобусов.
Департамент по транспорту Краснодарского края (далее – департамент) является специально уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края в сфере организации транспортного обслуживания населения. Одной из основных задач департамента является проведение государственной политики в области транспорта, обеспечение устойчивого функционирования и комплексного развития транспортного обслуживания населения.

Однако политика департамента по транспорту Краснодарского края сводится к ликвидации и устранению отдельных предприятий из числа перевозчиков. Чиновники на местах порой заботятся лишь о ежедневной «добыче», не задумываясь о перспективах, привлечении инвестиций в столь важную для страны, для региона сферу.

Тем временем региональные чиновники соответствующих структур, отчитываясь перед вышестоящим руководством, пытаются подать информацию так, как будто в этом вопросе всё в порядке.
Быть может, губернатор Краснодарского края не знает о том, как проводятся конкурсы, где организатор и комиссия делают, что и как им угодно, о том, что конкурсы на пассажирские перевозки порой выигрывают совсем не те предприятия, которые способны работать по закону, качественно, профессионально, безопасно осуществлять перевозки?

Возможно, глава краевого департамента по транспорту г-н Пугачев, докладывая о ситуации с пассажирскими перевозками, о безопасности перевозок жителей Кубани и многочисленных гостей в летнее время, рисует безоблачную картину в этом вопросе? Возможно, так. Однако примеров того, что по дорогам Краснодарского края курсирует «металлолом» на колесах, можно привести более чем достаточно – стоит прийти на автовокзалы. Один из последних примеров – 26 марта маршрут Краснодар – Усть-Лабинск. Только один вид отпугивает – ржавый, ободранный, зияющие дыры.

Почему так происходит, и есть ли перспектива для пассажиров, попадающих в Южный регион, для жителей Кубани, пользоваться услугами перевозчиков, не опасаясь за свою жизнь? Забегая вперед, могу сказать, что есть. Вопрос в том: кто ставит палки в колёса в этом вопросе?

Только факты

В 1999 году в Краснодарском крае принят региональный закон «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом», где чёрным по белому прописано, что перевозки должны осуществляться по принципу паритета. Это норма. Собственно, такая система междугородной автодорожной сети была наработана давно.

Нынешний руководитель департамента, по мнению ряда представителей транспортных компаний, г-н Пугачев, «беспринципно, системно нарушает все принципы организации и безопасности пассажирских перевозок».

До 2005-го в крае было около 60 крупных госпредприятий сферы перевозчиков, существовала цивилизованная междугородная маршрутная сеть. С 2010 года в системе пассажирских перевозок началась так называемая чехарда с конкурсами. Сегодня в крае остается порядка 14 стационарных предприятий, имеющих соответствующую базу, из них четыре – в состоянии банкротства. Напрашивается вопрос: какая задача стоит перед департаментом края, если вместо того чтобы организовывать безопасные перевозки, «системно банкротятся базовые предприятия»?

Один из примеров: текущее банкротство ОАО «ПАТП «Анапское». Крупное базовое предприятие, прибыльная маршрутная сеть, но департамент не заключил с ним договор. Кому это выгодно? Тому, вероятно, кто стоит за ООО «Межгород», которое создалось недавно параллельно с действующим анапским автопредприятием. И, как показывает реальность, департамент делает всё, чтобы именно ООО «Межгород» выиграло конкурс на перевозки.

Вместе с тем, загадочным для базовых транспортных предприятий образом «победителем» маршрута № 502 Краснодар – Апшеронск, ранее обслуживаемого ОАО «Кравт-М», летом прошлого года стало ООО «Русавтопром – Кубаньтранс», неизвестно откуда появившееся, что называется, как раз к «раздаче горячих пирожков» – к проведению конкурса. Отдельно стоит сказать еще о маршруте Краснодар – Новодмитриевская, где в конкурсе по лоту № 23 «победил» индивидуальный предприниматель (ИП). В некоторых конкурсах предприятию вовсе было отказано в участии. Вместе с тем порядка 200 человек из станицы Новодмитриевская обращались с жалобами в адрес как самого г-на Пугачева, так и адрес главы региона и председателя ЗСК на некачественное обслуживание предпринимателем маршрута. В данных обращениях жители станицы Новодмитриевская просили вернуть прежнего перевозчика, который ранее обслуживал данный маршрут и полностью удовлетворял их потребностям. Однако на жалобы пассажиров никто не обратил внимания и до настоящего времени не предпринято каких-либо мер. Соответственно, возникает вопрос – каковы цели департамента при определении перевозчика: обеспечить качественное и безопасное обслуживание маршрута или финансовая заинтересованность в целях личной «наживы»?

Маршрут Краснодар – Приморско-Ахтарск долгое время обслуживался двумя перевозчиками на условиях паритета между ОАО «Приморско-Ахтарское АТП» и ОАО «Кравт-М». Однако после проведения конкурса департамент решил, что целесообразно обслуживать данный маршрут одним перевозчиком и отдал его ОАО «Приморско-Ахтарское АТП». Тем не менее, департамент не обратил внимания на то, что теперь данному перевозчику придется ехать порядка 180 км до точки отправления автобуса, чтобы посадить пассажиров и затем отправиться по маршруту. А как же принцип паритета? Ранее данный маршрут обслуживало предприятие из города Краснодара. Остается непонятным, чем руководствуется департамент при определении победителя и передачи обслуживания маршрута перевозчику, который находится в другом городе? И, соответственно, обслуживание маршрута нынешним перевозчиком, несомненно, повлияет на безопасность пассажирских перевозок.

…Что? Ждать трагедии? Той, что случилась 19 марта, когда разбился автобус, следовавший по маршруту Ейск – Краснодар? А не тот ли это случай, когда автобус «ночует» неизвестно где?
Информация, к слову, о ситуации с проведением так называемых конкурсов, о нарушениях департаментом по транспорту Краснодарского края законности их проведения в краснодарских краевых СМИ замалчивается.

Кроме того, ООО «Форсаж» обратилось в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой на департамент. После этого УФАС по Краснодарскому краю справедливо выносит определение о нарушении антимонопольного законодательства.
Но руководству департамента не указ решение Краснодарского УФАС РФ по делу, в частности, № 9/2010 от 19.03.2010, о признании в действиях департамента, выразившихся в принятии Положения «О конкурсах на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае», факта нарушения ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

Не предпринимается каких-либо действий и вследствие выдачи предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, путем включения значимости критериев и порядка оценки конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе в указанное Положение департаментом по транспорту Краснодарского края для устранения данного нарушения!
В настоящее время департамент по транспорту Краснодарского края обжаловал данное предписание, и эта борьба департамента очевидна, поскольку при включении очково-балльной системы в положение о конкурсе для определения победителя это лишит департамента прежней «кормушки». Соответственно, данный вопрос уже находится в компетенции арбитражных судов, и, будем надеяться, что судебная ветвь власти вынесет законное и справедливое решение.

Жалоб на неправомерные действия руководства департамента по транспорту Краснодарского края от ООО «Форсаж», ОАО «Кравт-М», ООО «Автоколонна 1419», ИП Ольшанская и др. перевозчиков было направлено предостаточно. Жалобы на то, что безопасность пассажирских перевозок в Краснодарском крае находится под угрозой и что местные чиновники, что называется, могут «прикладывать руку» к развалу существующей системы безопасности дорожного движения при организации пассажирских перевозок, написаны в инстанции, начиная с самого департамента, ЗСК Кубани, прокуратуры Краснодарского края, губернатора Кубани до министра транспорта, Генпрокуратуры, премьера Владимира Путина, Президента России Дмитрия Медведева. И что? Ответы из перечисленных инстанций – разобраться и принять меры – идут в… департамент по транспорту – г-ну Пугачеву.

Разве у региональных контролирующих структур не хватает полномочий, чтобы провести соответствующие проверки, если руководители предприятий вынуждены обращаться к Президенту? (Ответы на жалобы практически из всех инстанций идут, словно под копирку.) Или в подобных случаях надо ждать очередной «КУЩЁВКИ», чтобы руководство страны обратило внимание на бездействие региональных чиновников в вопросе, как считают руководители ряда автотранспортных предприятий, «произвола» департамента транспорта Краснодарского края в отношении предприятий, которые хотят работать на рынке пассажирских перевозок цивилизованно.

Сегодня порядка 70 процентов пассажирских перевозок в Краснодарском крае осуществляются незаконно. Договоры у перевозчиков закончились, но заключать новые не стали, как прописано в соответствующем региональном законе – до проведения конкурса в 2010 году. Просто г-н Пугачев пишет письмо, что, мол, договоры пролонгируются на 2008-й, 2009-й и последующие годы, что является незаконным. Однако после вмешательства прокуратуры он всё же отозвал свое письмо.
Безусловно, мы живем не в замкнутом мире, на рынке происходят изменения, появляются новые услуги перевозчиков, новые игроки, маршруты. Но вопросы участия в конкурсах должны решаться в рамках закона, цивилизованно. А не по той схеме, что конкурс выигрывает фирма – ИП, имеющая стол, два стула в офисе на четвертом этаже пятиэтажного здания. То есть так, как это сегодня нередко происходит. Не может выиграть конкурс индивидуальный предприниматель, у которого автобус стоит в огороде, доступен для злоумышленников, которые могут подложить туда всё что угодно, и это впоследствии приведет к трагедии. Закономерно, когда водитель доставляет пассажиров в Краснодар, уезжает назад, ночует дома, транспорт находится под охраной предприятия и, если необходимо, проходит дополнительное техобслуживание на базе. Но о какой безопасности пассажиров идет речь, если автобус ночует в Краснодаре, там, где придется, водитель не имеет полноценного отдыха, не проходит медосмотра, а утром везет пассажиров?
Исходя из вышеизложенного, ряд перевозчиков считают, что будущее пассажирских перевозок – за профессионалами, у которых имеется соответствующая база, опыт, сохранена система контроля над безопасностью дорожного движения, предприятия работают в соответствии с трудовым законодательством. И при условии соблюдении законности проведения конкурсов на пассажирские перевозки, способствующие развитию этой сферы… Но для этого департаментом должны руководить профессионалы, умеющие организовать пассажирские перевозки, люди, далекие от сращивания бизнеса и власти, без «пещерных» амбиций, думающие в первую очередь о безопасности пассажиров.
При сложившейся ситуации здесь, считают автотранспортники, выход один – замена руководителя департамента профессионалом, осуществление контроля со стороны общественности при проведении конкурсов. Быть может, тогда не будет по дорогам края курсировать «металлолом на колёсах», перевозки станут рентабельными и пассажиры не будут подвергаться.

Светлана ЮЖАНИНА

От редакции: просим считать данный материал официальным запросом в федеральные органы власти, в органы государственной власти Краснодарского края и правоохранительные структуры, то есть адресуем его тем чиновникам, которые несут прямую ответственность за БЕЗОПАСНОСТЬ пассажирских перевозок, жизнь людей.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ