Знай свои права: расчет коммунальных услуг
По многочисленным “просьбам трудящихся” приводим необходимые пояснения, как правильно пользоваться узлом учета и не сломать голову.
Слишком уж чистоплотная мы нация и широкая на душу, если верить статистике. Нашими энергоресурсами, потребляемыми на душу, можно помыть, напоить и обогреть примерно двух немцев и половину француза. Узнав об этом, многие из неискушенных собственников жилья подумывают перейти на оплату по счетчику.
Некоторые считают, что после этого они однозначно будут вносить оплату по показаниям счетчика, установленного в квартире, — подобно индивидуальным домовладельцам. На самом же деле все было так просто и однозначно в недалеком прошлом.
Сегодня же зачастую выясняется, что есть еще и счетчик, установленный на весь многоквартирный дом (МКД). И на оплате жильцов, даже установивших свой прибор, это так или иначе сказывается.
Всплывает последнее именно тогда, когда жилец, рассчитывающий потратить на оплату по счетчику одну сумму, получает квитанцию с совершенно иной цифирью. После чего идет в УК или ТСЖ, где ему кивают на действующее постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Сей документ оговаривает оплату по счетчику. Но начиная его штудировать, понимаешь: в этих бумагах, как говорится, сам черт сломит если не ногу, то голову уж точно. Путано написанные фразы, статьи, ссылающиеся на приложения, и приложения, отсылающие потребителя, словно футбольный мячик, обратно “в закон” …
Результат налицо: «Ростов-Дом» завален вопросами потребителей, как же полагается начислять оплату по счетчикам. Учитывая обилие вопросов, наш сайт решил потратить на ответы один день и попытаться перевести постановление 307, как говорится, на русский язык, сделав его чуть понятнее.
Большая путаница еще и в том, что документ рассматривает множество различных вариантов оплаты по счетчикам. Но мы взялись разложить все по полочкам. Итак, вперед, читатель!
I вариант оплаты:
Общедомового счетчика нет, а в квартирах узлы учета установлены
Самый простой и лаконичный — согласно пункту 16 раздела III постановления 307 жильцы дома производят оплату по показаниям своих внутриквартирных счетчиков. Не имеющие оборудования соседи платят по утверждаемым властями нормативам потребления.
II вариант оплаты:
Общедомовой счетчик установлен, поквартирных узлов
учета нет
1. В этом случае оплата холодной и горячей воды, газа и электроснабжения, согласно 21-му пункту III раздела постановления 307 определяется по подпункту 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. Что означает следующее:
а) Определяем по показаниям узла учета объем потребленного ресурса всем домом, после чего вычитаем из него объем ресурса, который потребляют по установленным нормативам нежилые помещения, не относящиеся к местам общего пользования (т. е. магазины, парикмахерские и другие коммерческие объекты, если таковые
в доме имеются).
б) Умножаем полученную величину на установленный властями тариф на данный коммунальный ресурс (измеряемый в кубометрах или киловаттах).
в) Делим полученное произведение на количество людей, проживающих в доме.
г) Получаем стоимость пользования коммунальным ресурсом с одного человека (при подсчете оплаты по общедомовому счетчику учитываются все граждане, зарегистрированные во всех жилых помещениях МКД). Соответственно, собственникам жилья следует умножить полученную величину на число проживающих в каждой квартире.
2. Подсчет оплаты отопления по счетчику, установленному на весь МКД (в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам):
а) Общая площадь квартиры умножается на среднемесячный объем потребления тепловой энергии за прошлый год.
б) Полученное произведение умножается на установленный тариф на тепловую энергию (за гигакалорию).
В случае отсутствия информации о среднемесячных нормативах потребления за истекший год данным домом жильцы оплачивают потребляемый ресурс по нормативам, установленным властями.
III вариант оплаты:
Счетчик установлен на весь МКД, некоторые из жильцов имеют поквартирные узлы учета, некоторые – не имеют
1-я группа. Жильцы квартир, не имеющие счетчиков, согласно 22-му пункту III раздела постановления 307, производят оплату коммунальных услуг, как и жильцы квартир, не имеющих узлов учета и проживающие в домах, также не обеспеченных узлами учета. Таким образом, критерием определения размера их платежей за «коммуналку» является установленный норматив потребления.
Механизм взимания оплаты по счетчикам, рассмотренный вариантом II, здесь неприемлем (!). Хотя внешне ситуация схожа: в квартирах 1-й группы оборудования нет, а МКД им обеспечен. Однако если часть жильцов установит поквартирные счетчики, то их соседи начнут вносить оплату за коммуналку так же, как платят жители МКД, не имеющие ни общедомовых, ни поквартирных узлов учета.
Весьма парадоксально звучит. Впрочем, это только цветочки…
2-я группа. А здесь уже начинаются ягодки. На установивших счетчики соседей, согласно все тому же пункту 22 постановления 307, одновременно ложится ответственность за показания общедомового прибора. Иными словами, в этом случае не установившие поквартирные узлы учета вносят оплату «по законам социализма», а владельцы счетчиков — по нравам рыночной экономики. Именно на владельцев счетчиков ляжет оплата внутридомовых потерь ресурсов, перерасходов, допускаемых соседями без счетчиков, а также компенсация энергетических краж.
ЦИТАТА
«Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил».
Примечание: пункт 19 оговаривает вопросы начисления платежей по устанавливаемым властями нормативам потребления.
Отметим, что даже немалая часть представителей ЖКХ от этого в недоумении. Что же касается самих жильцов, то в некоторых городах не желающие по такому принципу вносить оплату жильцы крушили счетчики кувалдами и перегораживали трассы.
Логика законодателей — возложить на собственников жилья ответственность за состояние общедолевого имущества многоквартирного дома. (Для сравнения: установивший счетчик владелец индивидуального коттеджа также вносит оплату за «коммунальный ресурс», текущий в его дворе, а не только в квартире.)
2-я группа жильцов платит по следующему алгоритму:
1. Согласно пункту 23 постановления 307, для начисления оплаты за холодную и горячую воду, газ, электроснабжение необходимо (подпункт 1 пункта 3 приложения № 2):
а) Сложить суммарный объем коммунального ресурса, потребленный квартирами со счетчиками, с объемом коммунального ресурса, использованного собственниками квартир без счетчиков (который в данном случае считается исходя из устанавливаемых нормативов).
б) Разделить объем коммунального ресурса, потребленный всем домом (по общедомовому счетчику), на полученную сумму.
в) Умножить образовавшееся частное на показания счетчика в отдельной квартире МКД.
г) Умножить установленный тариф на полученное произведение.
2. В силу технических частностей на начисление оплаты за тепло в домах со счетчиками, одновременно имеющих и поквартирные приборы, данный принцип компенсации потерь и перерасходов не распространяется. Для начисления оплаты в этом случае необходимо
(пункт 23 и далее — подпункт 2 пункта 3 приложения № 2):
а) Умножить общую площадь квартиры на среднемесячный объем потребленного ресурса за прошлый год.
б) Умножить полученное произведение на установленный тариф.
При этом, если данные за среднемесячный объем потребленного тепла за прошлый год отсутствуют (счетчик только установлен), оплата до поры до времени осуществляется по установленным нормативам потребления.
IV вариант оплаты:
И общедомовой счетчик есть, и поквартирными узлами учета снабжены все помещения
В этом случае на всех собственников жилья также возлагается ответственность за внутридомовые потери и энергетическое воровство. Но при этом жильцы не будут компенсировать перерасходы энергоресурсов, допускаемые соседями без счетчиков – в силу отсутствия таковых. Начисление оплаты при варианте IV также оговаривается пунктом 23 постановления 307 (также подпункты 1-2 пункта 3 приложения № 2):
1. Для подсчета оплаты холодного водоснабжения, горячей воды, газоснабжения и электроснабжения необходимо:
a) Разделить месячные показания общедомового счетчика на сумму показаний всех квартирных счетчиков.
б) Умножить полученное частное на показания вашего индивидуального узла учета, а затем — на действующий тариф.
2. Подсчет оплаты отопления со счетчиками как на весь МКД, так и в отдельных квартирах полностью схож с операцией, выполняемой при подсчете израсходованного тепла в домах
III варианта жильцами 2-й группы.
Резюме
Как мы видим, воспетый на заре коммунальной реформы рай от счетчиков весьма и весьма обманчив. Это когда-то, несколько лет назад, за счет оборудования можно было успешно экономить на коммунальной оплате. Меняются времена — вступают в силу новые документы.
Впрочем, и раньше наивно было причислять эти приборы к энергосберегающему оборудованию. Счетчик, установленный в доме, где «все течет, но ничего не меняется», станет лишь дополнительной составляющей в оплате «коммуналки», поскольку придется тратиться за его приобретение, установку и обслуживание.
Однако, подчеркнем, в своих пояснениях к пресловутому
307-му постановлению мы не брались ни рекомендовать, ни отговаривать от этого оборудования, поскольку в каждом отдельно взятом доме счетчик по-разному влияет на оплату. Здравый смысл подсказывает, что наиболее выгодно его использовать в квартирах МКД, не обеспеченных общими узлами. Однако таких объектов будет все меньше. При этом в ближайшие годы установить счетчики на все виды энергоресурсов обяжут всех потребителей и все дома — в рамках реализации недавно принятого закона об энергосбережении.
Отметим лишь, что при нынешнем громоздком законодательстве, оговаривающем порядок начисления оплаты коммунальных услуг в домах со счетчиками, не искушенному в азах жилкомхоза потребителю в принципе невозможно проконтролировать объективность начисления оплаты со стороны управляющей компании или ТСЖ.
Особенно это касается «многоэтажек» с десятками и сотнями жильцов, поскольку весьма проблематично со 100-процентной точностью выяснить, в скольких квартирах стоит оборудование и кто сколько энергоресурсов израсходовал, кто какую внес оплату. Иными словами, в рамках нынешнего правового поля с точки зрения собственника счетчик, наоборот, делает коммунальную отрасль еще менее прозрачной. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения на «Ростов-Дом» жильцов, которые не могут понять, почему им начислили тот или иной размер платы за энергоресурсы.
Словом, до тех пор пока действует постановление 307, остается уповать лишь на честность ЖКХ и бдительность проверяющих инстанций. А как показывают результаты этих проверок, в большинстве случаев коммунальные платежи начисляются с нарушениями. Впрочем, иногда, возможно, это происходит без злого умысла — поскольку на 100% исполнять сей документ по различным причинам зачастую не способны даже профессиональные коммунальщики.
P.S. Данная статья не может иметь юридической силы: она является лишь частным комментарием к постановлению №307.