Кипрский суд по иску депутата Госдумы Ашота Егиазаряна арестовал активы Сулеймана Керимова и Аркадия Ротенберга.
Ашот Егиазарян и его представители на прошлой неделе подали в лондонский международный арбитраж и суд Никосии (Кипр) иски к Сулейману Керимову, Аркадию Ротенбергу и его партнеру Константину Голощапову, мэру Москвы Юрию Лужкову и его жене Елене Батуриной, а также к ряду юридических лиц, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон процесса.
Как следует из извещения и решения суда Никосии (заверенный судом перевод см. на www.vedomosti.ru), Егиазарян обвиняет ответчиков в захвате его доли в реконструируемой гостинице «Москва» рядом с Кремлем. В качестве обеспечительных мер кипрский суд наложил арест на принадлежащие Керимову акции «Уралкалия» (через Kaliha Finance контролирует 25%), «Полюс золота» (27% через Wandle Holdings). Арестованы также 51% акций владельца гостиницы «Москва» — ОАО «Декмос», которые принадлежат Керимову, Ротенбергу и Голощапову. Ранее эту долю контролировал Егиазарян. Формально ею владели его брат Артем Егиазарян и Дмитрий Фитисов, говорит источник, близкий к истцам.
Ущерб от действий ответчиков Егиазарян оценивает примерно в $2 млрд, говорит собеседник «Ведомостей». Он напоминает, что ранее акционеры гостиницы предлагали купить ее управделами президента за $2-2,5 млрд. Старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский считает, что комплекс может стоить $1,5-2 млрд.
Построенная в 1930-х гг. гостиница «Москва» была снесена в 2004 г. Строительством нового отеля на ее месте занимается компания «Декмос». Изначально 51% ее акций принадлежало ЗАО «Декорум» и 49% — столичной мэрии. Причем «Декорум» был инвестором проекта. Сначала 100% его акций контролировал сам Егиазарян. Правда, до последнего момента депутат отрицал свою причастность к строительству гостиницы. Но после выпуска постановления правительства Москвы о выборе инвестора 50% акций «Декорума» (25,5% в гостинице «Москва») было передано Ротенбергу и Голощапову (акциями владеет его жена Ирайя Гильмутдинова).
А в самый разгар кризиса Егиазарян лишился и всего остального, утверждает близкий к депутату источник. В конце 2008 г. Deutsche Bank потребовал вернуть выданный на строительство отеля кредит в размере $87,5 млн. Источник, близкий к истцам, говорит, что реструктуризация кредита структурами Егиазаряна провалилась, так как город отказался ее утвердить. В итоге для реструктуризации этой задолженности была создана компания Konk Select Partners, куда были внесены права на кредит. Деньги Deutsche Bank выплатила компания «ОЭК-финанс» (100%-ная «дочка» правительства Москвы), которая рассчитывала получить за это 50% Konk и, соответственно, еще 25,5% гостиницы «Москва».
Владельцем оставшейся половины Konk являлся Виталий Гогохия, представляющий интересы Егиазаряна. Но в феврале 2009 г., по словам собеседника «Ведомостей», Керимов потребовал передать ему доли в компаниях, владеющих «Декорумом». В июне прошлого года в интервью «Ведомостям» Егиазарян утверждал, что московские власти пообещали Керимову отдать долю в Объединенной гостиничной компании, как только он получит долю в «Москве». «Керимов мне сказал, что в этот проект он войдет 50 на 50 вместе с Батуриной», — говорил депутат. Было возбуждено уголовное дело на Гогохию, проведены обыски в офисе «Даев плаза» (принадлежит депутату). В июне 2009 г. Егиазаряну пришлось уступить и номинальные держатели переписали на структуры Керимова компании, владеющие 25,5% акций «Декмоса», рассказывает источник, близкий к истцам.
Представляющий интересы компании Керимова Denoro Investments партнер юридической компании Akin Gump Strauss Hauer & Feld LLP Майкл Стипик говорит, что ему известно о решении кипрского суда. Он указывает, что оно было вынесено заочно, «т. е. без направления уведомления в адрес Denoro и в отсутствие представителей компании». «Постановление было вынесено на основании надуманных и необоснованных обвинений, которые неверно и некорректно представили суду реальное положение дел, — указывает Стипик. — Denoro готова ответить на эти обвинения в суде и уверена, что после этого решение суда будет отменено».
Комментарии представителей Ротенберга получить не удалось. Источник из окружения бизнесмена говорит лишь, что никаких документов из суда Ротенберг не получал. Представитель «Интеко» Батуриной сказал, что ни его компания, ни сама Батурина не имеют никакого отношения к конфликту вокруг гостиницы. Представитель департамента имущества мэрии Москвы говорит, что ему не известно о решении суда.
Впрочем, арест с части активов может быть вскоре снят. В решении суда говорится, что обеспечительные меры должны быть наложены на активы чистой стоимостью не выше 500 млн евро. Стоимость арестованного имущества значительно превышает сумму заявленных претензий. К примеру, только пакеты Керимова в «Уралкалии» и «Полюс золоте» стоят по $2,45 млрд каждый. Адвокат «Князев и партнеры» Владимир Юрасов говорит, что суды не являются экспертом в плане оценки активов и ответчик, предоставив экспертную оценку арестованного имущества, может этот арест снять.
Близкий к истцам источник напоминает, что большая часть активов заложена по кредитам. Банки имеют первоочередное право на реализацию этих пакетов, так что сумма арестованного имущества значительно меньше суммы претензий.
Начальник департамента анализа долговых рынков ИК «Велес капитал» Иван Манаенко говорит, что арест акций не должен сильно отразиться на котировках, так как он не влечет смены собственника, является временной мерой и может быть оспорен.
По материалам "Ведомости"