ХЛОПОНИН И КОЗАК СТАЛИ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫМИ. Реформа кавказского управления.
Дмитрий Козак возвращается на Северный Кавказ.
1 февраля вечером стало известно, что вице-премьер Дмитрий Козак подменит вице-премьера Александра Хлопонина в случаях, когда тот будет отсутствовать на своей новой работе, в офисе полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе. Таким образом, один заместитель премьер-министра РФ стал заместителем другого его заместителя -- этот случай, похоже, можно считать таким же уникальным в российской управленческой практике, как и само появление полпреда президента в ранге вице-премьера.
Г-н Козак, обязанности которого формально ограничиваются наблюдением за олимпийской стройкой в Сочи и координацией участвующих в ней ведомств и компаний, как и г-н Хлопонин, является членом президиума правительства России. О том, что полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе тоже войдет в состав президиума, было объявлено вчера.
Когда президент Дмитрий Медведев еще только анонсировал появление специального ответственного за Северный Кавказ в своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию, о Дмитрии Козаке тут же вспомнили многие эксперты.
Г-н Козак был полпредом президента в Южном федеральном округе с 2004 по 2007 год и огромную часть своего внимания должен был в это время уделять как раз Северному Кавказу. Он приехал на Кавказ после Беслана, когда казалось, что война, до сих пор шедшая преимущественно в Чечне, вот-вот полыхнет по всей длине хребта. А покинул его относительно стабильным.
Во многом этой стабильности способствовало относительное затишье в кадыровской Чечне, которая, положа руку на сердце, уже тогда была на особом положении среди регионов ЮФО и по ведомству г-на Козака проходила лишь чисто формально. Другой причиной стабилизации был стремительный экономический рост страны, который позволил увеличить трансферты кавказским регионам и привел туда частные деньги.
Но немаловажную роль сыграло и восстановление доверия к власти, пусть частичное и временное. Во-первых, в самом Дмитрии Козаке жители Кавказа чуть ли не впервые увидели федерального чиновника, способного общаться с людьми и добросовестно входить в нюансы любой критической ситуации. А во-вторых, Дмитрий Козак подготовил и произвел несколько кадровых замен, почти полностью обновив корпус президентов северокавказских республик. С этими новыми назначениями связывались надежды людей на реформы, и пусть они во многих случаях не оправдались, а кредит доверия назначенным тогда руководителям практически исчерпан, это дало властям определенную передышку.
Хотя в послужном списке Дмитрия Козака есть эпизоды, которые трудно однозначно назвать успешными, за период полпредства на юге он, кажется, не совершил каких-либо явных промахов, зато накопил огромный опыт общения с представителями местных элит и просто с обычными людьми. Кроме того, г-н Козак -- автор уникального в своем роде аналитического доклада о состоянии дел на Северном Кавказе, который был написан в 2005 году и содержит подробную и весьма объективную оценку ситуации в этой специфической российской провинции. Большинство тезисов доклада остаются актуальными и сейчас -- как раз по той причине, что преобразования вообще, а тем более изменения к лучшему на Кавказе не бывают быстрыми.
Одним словом, новое поручение Дмитрию Козаку выглядит как усиление Александра Хлопонина и как свидетельство серьезности намерений Москвы в части реформы кавказского управления. Как бы то ни было, работа на Кавказе остается среди прочего опасной для жизни. Кажется, впервые в новейшей истории федеральный центр заранее застраховал вновь созданный на Кавказе властный институт от коллапса в любом непредвиденном чрезвычайном случае.
С другой стороны, избыток большого начальства, как и двойное подчинение Александра Хлопонина президенту и премьер-министру, может иметь и свои минусы: ведь разумная организация управленческой работы возможна только при наличии единого центра принятия решений.
По наметившейся традиции о возвращении Дмитрия Козака к северокавказским делам стало известно в день, когда Дагестан в очередной раз с замиранием сердца ждал решения Дмитрия Медведева о кандидатуре президента этой республики. Формально крайний срок внесения кандидатуры в Народное собрание истек еще 19 января. 1 февраля Махачкала рассчитывала наконец узнать фамилию будущего главы республики, но вместо этого получила сообщение о новой миссии Дмитрия Козака. В Дагестане помнят, что архитектором прихода к власти действующего президента Муху Алиева был именно г-н Козак, и наверняка спешат сделать соответствующие прогнозы. Однако ясность в вопросе с назначением по-прежнему отсутствует и продолжает будоражить и без того не самый стабильный регион.
"Время новостей"