На XIII Всемирном русском народном соборе Кирилл дал молодежи наставление о счастье, сильных женщинах, вреде медитации и работе ума
Деятельная натура нового патриарха Кирилла требует новых горизонтов и расширяет те, к которым публика уже привыкла. На минувшей неделе он провел XIII Всемирный русский народный собор, отслужил молебен в память о новомучениках на Бутовском полигоне, встретился с молодежью на стадионе и прошел с крестным ходом по Красной площади.
Впервые эти мероприятия совершаются новым предстоятелем. Встреч патриарха с молодежью на стадионах до сего дня в России не бывало и вовсе.
Словно в память о покойном патриархе Алексии три этих дня льет дождь, небо то и дело заволакивают черные тучи, из-под краев которых бьют нестерпимой яркости лучи. Впрочем, говорят, это всего лишь циклон, буря и шторм, как и предупреждал метеоролог.
Соборяне
В зале церковных соборов храма Христа Спасителя, как водится, яблоку негде упасть. Но чего-то будто не хватает. Или кого-то недостает.
На памяти - двухлетней давности съезд русских людей со всего мира, когда чудом после 80 лет разрыва свершилось примирение церкви зарубежной и церкви в отечестве. Тогда нам всем невольно был явлен эталон всемирного народного собрания, хотя он и не имел порядкового номера.
Потом мы хоронили патриарха Алексия II и тоже увидели всеобщий сход. Этот добровольный покаянный сход людской три дня молча стоял гигантской вереницей под ледяным дождем.
И вот у нас новый предстоятель. Это его первая весна.
Привычно играют золотом казачьи позументы (или что там нашито на их разномастные мундиры). Среди черных и белых клобуков и тюрбанов дежурно покачивается парчовая зеленая луковица Талгата Таджуддина, верховного муфтия Святой Руси. Сияют молоденькие курсанты. Цветут румянцем курсантки. Всем русским народом готовятся обсудить беду, которая считается на Руси главным веселием вот уже 1021 год - беду пития, сиречь алкоголизм.
Патриарх Кирилл произносит речь, отточенную, как дамасский клинок. Он говорит о природе кризиса, о черствости, о хищническом характере нынешнего мироустройства, о том, что нельзя оздоровить народ и страну, пока большинство пребывает в погоне за удовольствиями: «На злое будьте младенцами, но непозволительно быть инфантилами в серьезных вещах. Добрых людей больше, чем злых. Добро удерживает мир. Не бойтесь быть идеалистами. Подумайте, что вы можете сделать».
Кирилл знает, что делать. Но кого разит его меч? Не тех ли полусонных, дремотных чиновников? Не лоббистов ли водочных корпораций?
Записки в президиум
Идет к трибуне зампред правительства Александр Жуков. Он словно отвечает патриарху: нет, мол, мотивации у молодежи, на материальных стимулах далеко не уедешь, пришла пора молодежь мотивировать религиозно, потому что иначе от порока не удержать. Церковь ведь всегда беззаветно служила отечеству, напоминает вице-премьер. Пусть и теперь послужит.
Следом Лужков, Торшин, Степашин, Трутнев и Онищенко присягают духовным ценностям и призывают церковь спасать народ.
Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов ровным голосом перечисляет, что необходимо государству немедленно сделать, чтобы по крайней мере не мешать церкви этот народ спасать. Это простые вещи: приравнять пиво к алкоголю, запретить круглосуточную торговлю алкоголем, запретить ларькам торговать выпивкой и т.д.
Собор не пригласил выступить тех, кто реально знает, как строить жизнь без водки: ни старообрядцев, ни протестантов, ни мусульман (если не считать Талгата Таджуддина - фигуры для большинства мусульман как минимум спорной).
В завершение патриарх Кирилл обратился к тем, чьи экономические интересы затрагивает антиалкогольная программа, и пригласил их подавать в президиум письменные пожелания.
На торжище
В субботу собор переместился в Институт физкультуры (Российский госуниверситет физкультуры, спорта, молодежи и туризма). Чиновная, вельможная и взрослая часть собора оказалась от патриарха на это время отсечена. А юная поросль устремилась в Измайлово. Там-то патриарха поджидали 4 тыс. студентов в зале и еще неизвестно сколько на улице - посланцы 169 вузов.
Спортивный комплекс в обычное время плотно окружен ларьками. Ради патриарха торгующие были изгнаны, ларьки свернуты, а по свежему асфальту сновали милиционеры с собаками.
На мечущихся под дождем и смеющихся вьетнамских девушек, явно наслаждающихся свалившимся с неба выходным, изливалась известие о том, что «летят утки и два гуся». На большом экране хор старательно выводил слова.
«Мы пойдем с конем по полю вдвоем», - пел хор. И ему подпевали двое из троих «Иванушек International», корреспонденты и люди в коже, напоминающие ездоков на мотоциклах.
Хор замолчал, из динамиков зажурчала успокоительная мелодия. «Ньюэйджем встречают патриарха?» - обменялись знатоки. Но музыка стихла, и патриарх пришел в зал в тишине.
В коротком приветствии ректор Института физкультуры назвал патриарха «символом оберегания от погибели».
На арене
Патриарх прошел к трибуне и в течение часа без бумажки произносил речь по всем правилам ораторского мастерства. Он воодушевлял и корил, взбадривал и вел за собой, призывал и окатывал льдом сомнения, дышал жаром деятельности и вдыхал силы в юные сердца.
Патриарх пообещал, что никакого специального облегченного молодежного тона не будет. Он рассказал, как 22-летним юношей попал на молодежный слет в Праге, где его поразили старцы, желавшие понравиться аудитории. Те были молодежно одеты и говорили на молодежном сленге. И патриарх Кирилл не намерен повторять их нелепости.
Он не облегчил этим молодым людям ни одной мысли - ни про постмодернизм, ни про рефлексию. Даже о счастье он говорил не в молодежных категориях, а противопоставив эту категорию маркам машин и пробкам на дорогах.
Он вспомнил, как в советское время нашли смысл бытия в жизни ради детей. «Но чем же следующее поколение лучше ушедшего? Разве те, кто сложил головы на войне, хуже своих детей? - Патриарх сурово оглядел притихшую аудиторию. - Кто-нибудь слышал, чтобы молодежь говорила: «Ах, какие у нас замечательные старики!»? Так почему нужно все время говорить, что у нас какая-то особо прекрасная молодежь?»
Он рисовал, как 70 лет жизни человек карабкается на гору, чтобы перед смертью успеть увидеть лишь новые вершины, которых уже не достичь. Он рассуждал об информационном обществе, которое уравнивает все идеи и отменяет истину. Он описывал течение жизни, безрадостное и бессмысленное, в котором Бог проходит по остаточному принципу: «Вот выйду на пенсию и подумаю о Боге».
«Церковь идет против течения. В церкви существует объективная система ценностей. Это не архаизмы, это именно ценности. Традиция хранит только ценности. И быть христианином - это значит следовать им». Все эти мысли он облекал в сложные риторические фигуры и снабжал простыми жизненными примерами.
И это все реально
«Что значит быть христианином? Просто прочитать Евангелие? Ну прочитали. Сейчас многие читают. Требуется работа ума, иначе человек становится управляемым... Вера ассоциируется с книгой, поставленной на полку. Если идет работа ума, то вера становится живой, эффективной. - Патриарх не давал перевести дух. - Я не вижу другого пути, кроме как перевести религиозный фактор из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений. Чтобы люди научились богословской рефлексии». Это и есть главная программа Кирилла.
Для закрепления своей финальной мысли он напомнил, что в XX веке уже предпринимали попытку выстроить жизнь без Бога. Она завершилась Бутовским полигоном и созданием сверхдержавы, которая развалилась в одночасье.
После этого молодежь задавала смешные вопросы. О женщинах, например. Патриарх сказал, что по итогам века женщину следует признать духовно сильным полом, поскольку женщины не дрогнули и не стали столь хрупкими, как иные мужчины, а держат тяготы жизни на своих плечах. Или о йоге и медитации. Кирилл сказал, что как-то посетил центр йоги и увидел там россиян, на россиян уже совсем не похожих, но вовлеченных в состояние таинственного, секретного свойства.
Все пошли на выход. А патриарх, говорят, еще встретился с предводителем байкеров по прозвищу Хирург.
«Патриарх Алексий II просто был. И этого было достаточно. А Кирилл хочет сдвинуть все. Но с кем? Куда? И кто его слышит и понимает?» - тихо переговаривались люди, пережидая новый приступ дождя.
Церковное водительство
Всемирный русский народный собор - съезд мирян, независимо от вероисповеданий и национальностей собирающийся с 1993 года под эгидой церкви. На соборах до сего года председательствовал патриарх Алексий II. В президиум входил погибший в прошлом году генерал-полковник Геннадий Трошев.
Единственный раз президент России посетил собор лично: в декабре 2001 года Владимир Путин выступил на его открытии.
В разные годы на соборе выступали председатели Думы и Совета федерации, лидеры партий и думских фракций, министр иностранных дел, главы силовых ведомств и других министерств.
Как правило, собор посвящен какой-то одной теме. Так, соборы обсуждали тему бедности, ответственности бизнеса перед обществом, защиту прав верующих, здоровье нации, образование, диалог цивилизаций, трудовую этику и другие. Многие выступления в разные годы носили весьма критический тон в отношении власти.
Впервые в истории русского православия высший иерарх русской церкви (Кирилл тогда был в сане митрополита) выступал на стадионе перед молодежью год назад во время визита патриарха Алексия II в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси. В России такое мероприятие состоялось впервые. Начинание в церкви сочтено удачным, и оно будет продолжено во время визита патриарха в Петербург.