Первая встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы принесла мировую сенсацию
Первая встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы, ставшая вчера главной мировой новостью, принесла и первую сенсацию: американский президент в июле посетит Москву. Об этом он объявил сам после вчерашних переговоров, проходивших в лондонской резиденции американского посла Уинфилд-хаус, ставшей на время проведения саммита «Большой двадцатки» резиденцией президента США.
Члены российской делегации внешне сдержанно комментировали итоги встречи президентов, но в их глазах ясно читалось: Москва в высшей степени удовлетворена первым контактом с новым хозяином Белого дома.
Позитивные сигналы начались вчера буквально с порога Уинфилд-хауса. Не успели члены российской делегации войти в резиденцию, как в холле к ним присоединился американский президент - традиционный протокол позволял ему этого не делать, а встретить гостей уже на входе в зал переговоров. В общей сложности переговоры продолжались более полутора часов - сначала с участием довольно больших делегаций (с российской стороны -- Игорь Шувалов, Сергей Лавров и Алексей Кудрин, Сергей Приходько и Аркадий Дворкович и др., с американской - госсекретарь Хиллари Клинтон, министр финансов Тимоти Гайтнер, помощник президента по нацбезопасности Джеймс Джонс и др.), затем президенты беседовали наедине. При этом, как говорит один из членов российской делегации, и на расширенной части говорили в основном президенты, что контрастировало с привычкой Джорджа Буша передавать слово «специалистам».
Министр иностранных дел Сергей Лавров считает, что перезагрузка в качестве отношений состоялась, возникла «новая атмосфера», в которой присутствует «готовность слушать друг друга», а «этого очень не хватало в предыдущие годы". «Я бы особо выделил стремление президентов структурировать систему наших отношений», -- подчеркнул министр и даже позволил себе не вполне дипломатично заметить, что «есть основания полагать, что на этот раз все не ограничится хорошими личными отношениями».
По поводу личных отношений один из членов делегации высказал наблюдение, что гг.Медведев и Обама, вполне уверенно обсуждая все накопившиеся вопросы, как будто немного смущались того огромного внимания, которое было приковано к их первой встрече. Надо думать, к июльской встрече в Москве это смущение пройдет, хотя интерес к ней будет, наоборот, еще выше.
Именно к июлю могут дать первыве практические результаты те планы, которые наметили в сделанном вчера совместном заявлении Медведев и Обама. «Мы, лидеры России и США, готовы выйти за рамки мышления эпохи «холодной войны» и дать новый старт отношениям между нашими странами. Всего за несколько месяцев путем интенсивных усилий нам удалось задать новую тональность нашим отношениям. Теперь пришло время приступить к работе и перейти от теплых слов к конкретным свершениям на благо России, США и всех тех живущих в мире, кто заинтересован добиться мира и процветания», -- так, довольно пафосно, звучит финальный, 19-й пункт этого заявления. При этом все предыдущие пункты вполне детально описывают имеющуюся повестку, включая и спорные вопросы. В частности, говорится, что у сторон сохраняются разногласия по строительству системы ПРО в Европе и «в отношении причин и последовательности военных действий в августе прошлого года», но эти констатации явно не закрывают перспектив диалога.
Тема ядерной программы Ирана, судя и по тексту заявления, и по комментариям участников переговоров, была вчера одной из центральных. И Барак Обама подписался под намерениями урегулировать все связанные с этим проблемы дипломатическими методами.
«Между Россией и США много различий, но я не заинтересован в их углублении», -- приводит ИТАР-ТАСС слова президента Обамы, сказанные вчера утром на совместной пресс-конференции с британским премьером Гордоном Брауном. «У нас есть большой потенциал для совместных действий, и я считаю, что вопросы нераспространения могут стать для наших стран таким хорошим стартом. Я всегда верил в то, что США, Россия и другие ядерные страны упрочили бы свои позиции, если бы показали пример и приняли серьезные шаги по сокращению своих ядерных потенциалов».
Эту веру в Бараке Обаме не поколебал даже скандальный инцидент августа 2005 года, когда он вместе с сенатором Ричардом Лугаром был задержан на несколько часов российскими пограничниками в пермском аэропорту как раз после одной из инспекционных «разоруженческих» поездок. Во всяком случае, первый «серьезный шаг», о которых теперь говорит президент Обама, может быть сделан уже в ближайшем будущем.
Вчера американский и российский президенты сделали отдельное заявление «относительно переговоров по дальнейшим сокращениям стратегических наступательных вооружений». Признав, что истекающий в конце года договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) давно выполнен, они решили дать старт переговорам по заключению нового договора. Причем уже на июльской встрече в Москве намерены выслушать доклад подчиненных о «достижениях в работе над новой договоренностью».
Несмотря на огромное внимание, которое приковано в Лондоне к визиту Барака Обамы и его супруги Мишель, сегодняшний саммит «Двадцатки» тоже дает новостные поводы. Вчера антиглобалисты, которые все предыдущие дни, начиная с субботы, отличались скромностью, все-таки решились на действия, которых от них и ждали. После нескольких часов демонстрации своего недовольства глобализацией перед неприступным зданием Банка Англии, они обратили свой гнев на офис Royal Bank of Scotland, прорвав полицейские кордоны, разбив его витрины и забросав дымовыми шашками (на снимке).
Но и после этого разногласия участников саммита выглядят более жесткими, чем акции антиглобалистов. Франция и Германия окончательно оформили единый фронт против США и Великобритании в их желании навязать «Двадцатке» обязательство осуществить меры стимулирования экономики в конкретном объеме. Николя Саркози и Ангела Меркель дали вчера совместную пресс-конференцию, сказав о том, что «Вашингтон не пытается пересматривать практику работы финансовых институтов», в то время как «саммит обязан определить контуры новой архитектуры мирового финансового рынка». По словам Николя Саркози, «необходима система надзора, которая сможет следить за движением денег». «Мы приехали решать важные вопросы, а не обсуждать второстепенные детали!» -- кипятился французский лидер (как известно, накануне он пообещал членам своего кабинета, что покинет саммит, если «важные вопросы» не будут решаться).
Вечером анонимный представитель Даунинг-стрит признал в беседе с одним из информагентств, что компромисса по итоговому коммюнике саммита пока нет.
G20 на саммите в Лондоне одобрит размещение 250 млрд. SDR (373 млрд долл.) среди акционеров Международного валютного фонда, сообщил агентству "Интерфакс" источник в российской делегации. "Принято решение одобрить дополнительное распределение 250 млрд SDR между всеми акционерами", -- сказал он. Это решение включено в итоговое коммюнике G20, проект которого сейчас проходит окончательное согласование, добавил собеседник агентства.