У нас страшно жить. Комментарии к последствиям пожара в "Хромой лошади".
Есть такая замечательная функция у службы МЧС – прогнозирование.
Как у Росгидрометцентра... Столько-то катастроф произойдет в этом квартале, столько-то в следующем...
А когда прогнозы сбываются, спасатели во главе с Шойгу летят фиксировать количество тел.
Потому что пока помощь добирается до места назначения помогать уже некому. Надежды на то, что в рядом расположенных населенных пунктах (если трагедия не дай Бог где-то в глуши) окажутся необходимая техника, лекарства или уж хотя бы специалисты-медики часто остаются лишь надеждами, как в случае с экспрессом...
По сути, огромная неповоротливая туша министерства чрезвычайных ситуаций превратилась в похоронную службу «мальчиков по вызову».
Ни в коей мере не хочу обидеть доблестный Русспас, там есть очень много великолепных профессионалов своего дела. Но зависят-то они, как и жертвы трагедий, от дорог, оперативности руководства, добротности связей с региональными коллегами...
На Западе боятся кризиса, депрессии, внезапно и обильно выпадающих осадков, террористов.
В России совсем другие страхи.
У нас страшно жить.
Ведь жизнь, она неразрывно связана с такими понятиями как «болезнь» – все мы люди; «несчастный случай» – все под Богом ходим; «дети» – основной инстинкт никто не отменял.
Но болеть у нас, это как без страховки по вертикальной скале – риск велик, результат неизвестен.
Состояние больниц, качество лекарств, цинично-привычный пофигизм медиков превращают обычный чих в смертельную болезнь.
Несчастный случай у нас равносилен национальной трагедии, потому что складывается из привычного правового нигилизма населения – как в «Хромой лошади», где управленческий персонал считал правила пожарной безопасности новогодней шуткой – и не менее привычного мздоимства и эскапизма привластных структур – где теперь тот пожарный инспектор, разрешивший жечь фейерверки в этом кафе?!
Про детей вообще можно исписать километры бумаги.
Учить быть людьми, учить наукам, учить общению детей в России страшно. Ибо примеры, учебники, на которых они вынужденно учатся, чудовищны.
Трагедия в Перми, унесшая более сотни жизней, стала, на мой взгляд, неким символом общей ситуации конкретно в сфере малого бизнеса.
Уже сейчас, день спустя после пожара, раздаются голоса: «ужесточить проверки», «не идти на поводу у малого бизнеса»...
Что же, этого следовало ожидать. Ведь ни одними обещаниями, ни изданиями десятков новых лояльных малому бизнесу документов, ни тем более запретительными мерами не устранить проблему. А проблема в системности, которой нет.
Есть желание (или видимость такового) власти дать возможность развития частному сектору.
Есть встречное желание предпринимательских объединений поверить и воспользоваться новыми веяниями из-за Кремлевской стены. И есть невероятное количество новых соглашений между этими двумя сторонами, положений, комитетов и прочего для реализации этих желаний. Но главного-то нет – системы.
Все, что наиздавали, плохо согласуется как между собой, так и с остальным сводом правил.
За кадровую работу в надзирающих службах даже и не брались - без малого бизнеса хватает проблем.
Так и откуда возьмется результат?
«Хромая лошадь» – это закономерный итог, к которому мы шли уже несколько лет.
Если все поголовно госслужбы работают только на взятках, если общая масса бизнесменов привыкла, что протокол о нарушении правил (от тех же пожарных служб) это лишь сигнал к очередной «выплате», а не к устранению нарушений, то финал катастрофичен.
И самое ужасное в трагедии «Хромой лошади» даже не сотня смертей.
А то, что их будет намного больше. Потому что избежать повторения запредельного легкомыслия хозяев таких заведений и жадности проверяющих можно только при системном подходе к изменению ситуации с малым бизнесом в России. А именно его-то и нет. Как, впрочем, и в других сферах нашей жизни.
Только не надо меня обвинять в спекуляции на трагедии...
Я, как и все, с ужасом смотрю на штабеля тел, оставшихся на месте клуба, на осколки вагонов вперемежку с органикой...
Но...
Не выходит из головы фраза Юлии Латыниной: «Вся страна села на «Невский экспресс».