Восточный кризис власти

04/09/2007 - 17:42

В Ростовской области традиционно ее восточные районы стоят как-то особняком. Здесь, в жарких степях, на границе с Калмыкией, и уклад жизни диктуется суровым климатом. Хотя, казалось бы, – благословенный Юг России, но земля эта требует от хлебороба куда больше пота, чем привычные южанам черноземы. Летом (особенно нынешним) – испепеляющая жара, безводье. Ремонтненский район в этом смысле – самая настоящая «горячая точка». И, увы, не только из-за климата.
Еще в 60-х годах прошлого столетия сюда, в восточные районы Ростовской области, стали переезжать пастухи-кавказцы из Чечни, Дагестана, Верхней Балкарии. Их охотно брали на работу в местные овцесовхозы. Они селились на чабанских «точках» в глухих степных углах, пасли колхозных-совхозных овец, выполняли и перевыполняли производственные планы по шерсти и мясу. На нечастых сельских торжествах получали почетные грамоты и премии. Держали своих овец немалое поголовье. Здесь же женились, растили детей, потом – внуков, большая часть которых ни разу не видели своей «исторической родины».
Вместе с советской властью рухнули колхозы с совхозами. Хорошо это или плохо – другой вопрос. А вот нынешние реалии рыночных отношений в сфере сельхозпроизводства не могут не настораживать. Пару лет назад глава администрации Ремонтненского района Сергей Ганзиков решил внести некие коррективы в хозяйственную жизнь района. Собранием местных депутатов, «во главе» с главой, было принято потрясающее своей безграмотностью решение. Бывших колхозников, а ныне самостоятельных хозяев – пастухов решили обложить данью. Причем взимать эту дань было поручено руководителям местных СПК (сельских производственных кооперативов). Видимо, по логике главы района и районных депутатов, пастухи должны поделиться с хилыми и нежизнеспособными колхозами. Пастухам (а это в основном выходцы из Дагестана – даргинцы) стали приходить грозные бумаги – заплати! – за воду (за степные колодцы, вырытые полвека назад); за свет (по счетчикам в своих чабанских точках они платят регулярно); за зимовку (можно подумать, что эту зимовку обеспечивали дышащие на ладан СПК). Этим наглым вымогательством даргинцев довели до отчаяния. Потому что суммы, требуемые с них, – вовсе не маленькие. Но и это еще не всё. Когда пастухи-даргинцы возмутились этими поборами, в ход пошла… техника. Буквально в один день на чабанские точки заявились лихие «колхозники» с бульдозерами. Они не раздумывая своротили овечьи кошары, построенные еще при колхозном строе полвека назад… Один из председателей такого вот местного СПК, дыша мне в лицо жестокими последствиями вчерашнего «отдыха», пояснил, что кошары своротили бульдозером потому, что они «мешали прогону овец»… Это в степи-то, где полстолетия не мешали, а тут вдруг… Потом, видимо, сообразив, что сморозил нечто совсем уж несусветное, выдал новую версию. Мы, мол, не ломали, а разобрали. Камень продали и «налоги заплатили». Весь этот бред, к сожалению, – реальность. А еще – масштабная по сути провокация. «Богатых» пастухов-даргинцев местная власть просто вынуждает сопротивляться. Но и это еще не всё. Как выяснилось в районной налоговой службе, эти местные СПК – колхозы в юридическом смысле просто НИКТО. Они не оформлены, как положено по Закону. Не имеют своей земли, ну и т.п. Вот таким сборищам бездельников местная власть «доверила» обирать пастухов-даргинцев, так называемых «черных». Граждан России.
Есть в этой ситуации и еще одна деталь. Даргинцы, возмущенные вымогательством, бросились к районному прокурору г-ну Куделину. Кому, как не ему, законы России оберегать?
А вот здесь начался новый уровень районного абсурда. Прокурор Куделин как-то не усмотрел нарушений российского Закона. Ни в решении районного собрания депутатов во главе с главой района об «узаконивании » поборов. Ни в погромах, учиненных дохлыми колхозами – СПК. Ни в поборах «за воду» из недр России, принадлежащих даже не Ростовской области, а всей стране.
Хорошенькая получается ситуация в Ремонтненском районе. Особенно если учесть, что объектом противозаконных деяний местной власти стали выходцы из Дагестана. Автору этих строк довелось работать в зонах нескольких межнациональных конфликтов. Как правило, они порождаются простыми, в общем-то, мотивами. Стремлением некого лица (или группы лиц) хапнуть как можно больше. И самая большая подлость в подобного рода ситуации заключается в том, что хапающая районная власть не задумывается о последствиях. И полное – не побоюсь этого слова – преступное бездействие районных правоохранителей.
Соседям ремонтненских чабанов, которых пытается ограбить местная власть, жителям Зимовниковского района Ростовской области, «повезло» с районной властью куда больше. Глава местной районной администрации товарищ Макаренко не внес (хвала Аллаху!) своих мудрых решений в межнациональные отношения среди своих избирателей. Но административный зуд завел его тоже неблизко.
В Ростовской области (а тем более в Зимовниковском районе) сегодня найдется совсем немного коллективных сельских хозяйств, столь прочно стоящих на ногах, как местное закрытое акционерное общество «Дружба». Не стану утомлять читателя цифрами общеэкономических показателей. Остановлюсь только на, так сказать, социальной сфере: акционеры и пайщики ЗАО «Дружба», помимо заработанных денег и вполне законного зернового пая, пользуются льготами и возможностями, которые в наш диковато-рыночный век кажутся просто фантастическими. Ну, вот хотя бы: обед в поле или на ферме обходится в шесть (!) рублей (себестоимость 85 рублей). Воду, столь драгоценную в жаркой степи, подвозят в цистернах прямо к дому. За 25 рублей. (В Ремонтненском районе с чабанов-даргинцев дерут в десять раз больше.) В ЗАО «Дружба» есть свой детский садик, где детвора, как и в школе, обеспечена питанием за счет хозяйства. И на море в летние каникулы дети тоже ездят бесплатно (для родителей). Хлеб (750 граммов буханка) из своей пекарни обходится дружбинцам в целых пять рублей. Кило копченой колбасы (из своего колбасного цеха) стоит аж 50 рублей. И это уже не говоря о разовых пособиях и непредвиденных обстоятельствах (болезни, похороны и т.п.), когда пайщикам и акционерам ЗАО «Дружба» без долгих разговоров оказывают материальную помощь. Подвоз сена на личные подворья и вывоз навоза с этих подворий в этой ситуации, согласитесь, просто мелочь. Само собой разумеется. Как и потрясающая чистота в поселке. Асфальт. Освещение.
Поотвыкли от таких картинок современной сельской жизни? Ваш корреспондент тоже успел поотвыкнуть… Но вот кому. Уж точно не дает покоя нормальная жизнь и работа ЗАО «Дружба», так это главе Зимовниковской районной администрации товарищу Макаренко. Сей пламенный революционер, видимо, испытывает немалое беспокойство – ну как это? В районе такой оазис проклятого капитализма, а командует им не «человек администрации»? Вывод простой – сменить руководство! На «своего»!
Вообще-то, в российском Законе об акционерных обществах прямо прописано, что в их хозяйственную деятельность не вправе вмешиваться никто. (Президент страны в том числе.) Товарищ Макаренко сначала вроде бы и не вмешивался. Правда, на ЗАО «Дружба» стремительно обрушились проверки. Местное ОВД, межрайонный ОБЭП. УБЭП ГУВД. Ни одна из этих проверок не выявила никаких хоть сколько-нибудь значительных нарушений Закона. И тогда глава(рь) района товарищ Макаренко пошел на революционные меры борьбы с «проклятыми капиталистами». С теми, кто живет по-человечески в наше нелегкое время. С теми, кто не против дать нормальное образование своим детям. С теми, кто, вообще-то, не связывает свое будущее с товарищами макаренко и им подобными.
В местной районной газете появилось объявление о том, что на 8 августа 2007 года в хуторе Гашунском (где находится центральная усадьба ЗАО «Дружба») назначается сход граждан. А на «сходе граждан» при участии главы районной администрации будет обсуждаться «ситуация». Обсуждение «ситуации» свелось к простой вещи. После пламенных революционных призывов товарища Макаренко собравшаяся публика, не имеющая ни малейшего отношения к ЗАО «Дружба», приняла решение (ни больше ни меньше) – сменить! Сменить директора ЗАО «Дружба». Я не поленюсь привести, хотя бы частично, высказывание одного из участников этого сходняка. Недавно освободившийся из тюряги местный житель – горячий соратник главы района выдал: «Я не пайщик, не акционер! Я свободен! (Думаю, это временно. – Авт.) У меня нет земли! Но раз мы решили менять директора, то его надо менять!»
Чувствуете? Знакомо? Особенно когда глава района опирается на такие «кадры»?
Конечно же, правление ЗАО «Дружба» обратилось с заявлением в районную прокуратуру. По нему проводится проверка. К счастью для жителей Зимовниковского района Ростовской области, прокуратура здесь – не чета соседям. О результатах проверки прокуратуры «ЮФ» непременно сообщит своим читателям. И, надо полагать, что «революционный пыл» товарища Макаренко будет остужен.
И всё же не покидает тревога. Районы, типа описанных, есть во всех субъектах РФ в Южном федеральном округе. И власть в этих отдаленных от столиц районах зачастую ох как блудлива. И оправданные надежды на прокурорский надзор (как в Зимовниках), к великому сожалению, скорее исключение, чем правило.
Российские журналисты уже успели привыкнуть к тому, что к ним обращаются, когда отношения с властью заходят в тупик. «ЮФ» всегда готов прийти на помощь своим читателям. У нас принцип – никогда своих в беде не бросать.

Автор: Сергей САХАРКОВ